Опубликован: 22.11.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 4029 / 3088 | Длительность: 20:13:00
Специальности: Социолог, Журналист
Лекция 6:

Россия после августа 1991 г.: поиски обновленной системы государственного управления и модернизация российской государственности

< Лекция 5 || Лекция 6

Экономическая программа новой власти: проблемы и противоречия перехода к рыночной экономике

После распада СССР и краха режима "перестройки" Горбачева новое руководство России взяло курс на завершение объявленного в октябре 1991 г. перехода к рыночным отношениям и формирование либеральной модели государства. Этому способствовала новая расстановка политических сил. После краха и ухода с политической арены КПСС (ее деятельность на территории России была приостановлена указом президента Б. Н. Ельцина в августе 1991), основные политические силы, отстаивавшие социалистический путь развития России, были дезорганизованы и находились в состоянии политического шока. Большая часть общества и часть высшей бюрократии, которая оказалась у власти, выступали за продолжение реформ.

В ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство России. В его состав Президент РФ Б. Н. Ельцин ввел группу молодых экономистов-"рыночников" (А. Шохина, А. Чубайса, П. Авена и др.), объяснив этот необычный для того времени шаг тем, что в новых условиях либерального реформаторства надо было чем-то жертвовать — или молодостью, или опытом. Экономические вопросы в новом правительстве курировал Е. Т. Гайдар, именем которого привычно называют проведенные в этот период экономические реформы.

Осуществление радикальных реформ в экономике осложнялось рядом объективных факторов. Реформы проводились в достаточно сложной с точки зрения стартовых условий экономической ситуации. В начале 90-х гг. экономика России находилась в состоянии полного развала: страна имела внешний долг более 70 млрд долларов, отсутствовали золотые и валютные резервы, стремительно развивались инфляционные процессы, что привело к полному обесцениванию рубля, крайне неблагоприятно складывалась рыночная конъюнктура на главные товары российского экспорта. Все это усугублялось кризисом системы управления, развалом традиционных внутрихозяйственных связей и нараставшей диспропорцией в развитии экономики. Наряду с этим усиливалось сопротивление реформам со стороны приверженцев социалистического идеала, постепенно оправлявшихся от пережитого шока в недавних августовских событиях 1991 г., что не могло не отвлекать внимания руководства страны от главных проблем экономического и социального развития.

Вместе с тем высокий кредит доверия и популярность, которой пользовался в начале 90-х гг. первый Президент России, опиравшийся на поддержку граждан и большинства депутатов Верховного Совета, создавали реальную возможность для перехода к осуществлению радикальных преобразований в сфере экономики. Учитывая сложность предстоящих реформ, президент добился предоставления ему дополнительных полномочий для издания в течение первого года указов по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, инвестиционной и ряда других сфер деятельности. Кроме того, президент мог назначать глав местных администраций. С этой же целью была проведена реорганизация системы управления экономикой: сокращалось число отраслевых министерств, вместо них были созданы новые органы управления — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и ряд других новых учреждений.

Основным звеном разработанной осенью 1991 г. новым правительством России программы радикальных реформ стала реформа ценообразования, одним из авторов которой был Е. Т. Гайдар, считавший, что нерешительность Горбачева именно в этом вопросе являлась главной причиной провала начатых им экономических реформ. В качестве второго шага предусматривалось проведение приватизации государственной собственности, в том числе с участием иностранных инвесторов. В частности, планировалось в 1992 г. приватизировать 20% государственных предприятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сферы услуг. Реализация этих мер при условии проведения жесткой финансово-кредитной политики, по расчетам разработчиков реформы, должна была, с одной стороны, ослабить экономический кризис и предотвратить реально существовавшую в связи с постоянным ростом товарного дефицита опасность голода в стране, с другой стороны, способствовать созданию в России нового класса собственников, формирование которого в рамках прежней системы государственного социализма было невозможно.

С точки зрения перспектив развития России выдвижение на первый план задачи создания широкого "среднего класса" было своевременным и не вызывало особых разногласий в обществе. Как уже не раз отмечалось, именно наличие такого класса обеспечило стабильность и устойчивость большинства западных демократий, явилось одной из главных предпосылок формирования основ правового государства в западных странах. Однако решить эту задачу в условиях России оказалось делом непростым: этому препятствовали как сам характер экономики, длительное время развивавшейся на основе планово-распределительной системы, так и отсутствие опыта рыночных отношений в стране. На результатах преобразований сказались также ошибки и просчеты разработчиков и исполнителей экономической реформы.

В отличие от предлагавшейся ранее группой экономистов программы "500 дней" правительство Гайдара решило сначала провести либерализацию цен, ввести свободные цены на все виды продукции и только после этого приступить к приватизации государственной собственности. Такой подход, вызывавший уже тогда критику со стороны специалистов, вступал в противоречие с существующими экономическими реалиями, был чреват рядом негативных последствий. Исходя из правильной посылки, строившейся на осознании невозможности вывода страны из кризиса без решения главной задачи — осуществления макроэкономической стабилизации, реформаторы не учли последствий резкого перехода к рынку в условиях сохранения сверхмонополизации экономики и низкого уровня жизни основных слоев населения.

Уже первые результаты начатых преобразований свидетельствовали о противоречивости нового курса правительства. Объявленное 2 января 1992 г. введение свободных цен, с одной стороны, привело к значительному расширению рынка продовольственных и промышленных товаров и в целом способствовало преодолению товарного дефицита, что в известной мере ослабило социальную напряженность в обществе. С другой стороны, при сохранении сверхмонополизации экономики цены на возникшем "диком рынке" выросли в десятки раз по сравнению с объявленным правительством ростом заработной платы, что сказалось в первую очередь на ухудшении положения работников бюджетных организаций. Согласно данным статистики цены на отдельные продовольственные товары выросли в 1992 г. по сравнению с 1991 г.: на говядину — до 221,5 руб. за 1 кг вместо 15,54 руб., на свинину — до 226 руб. за 1 кг вместо 14,38 руб., на колбасу вареную — до 271 руб. за 1 кг вместо 17 руб., на молоко — до 22,4 руб. за 1 л вместо 0,6 руб. Одновременно с этим значительно сократилось потребление населением продуктов питания: мяса — до 81% от уровня 1991 г., молока — до 56 %, овощей — до 84 %, рыбы — до 56%.

В целом неудачной оказалась начавшаяся осенью 1992 г. приватизация государственной собственности, предполагавшая наделение всех граждан России частью государственного имущества и сопровождавшаяся выдачей всем россиянам приватизационных чеков (ваучеров). Основной ее целью являлось стремление правительства резко сократить бюджетные расходы, идущие на финансирование государственных предприятий, путем передачи последних в частное управление. Согласно утвержденной программе приватизации каждый гражданин мог приобрести на выданный ваучер, номинальная цена которого была приравнена к 10 тыс. руб., часть акций своего промышленного предприятия или вложить ваучер в специально созданные частные инвестиционные фонды, или же продать его по рыночной стоимости. В действительности же большая часть населения, чьи денежные средства еще до этого были, по сути, конфискованы государством в результате проведенной правительством либерализации цен, не могла участвовать в покупке акций приватизируемых предприятий, а приватизационные чеки с самого начала стали объектом спекулятивных операций и, в конечном счете, одним из инструментов неконтролируемой концентрации капиталов. Практически сразу после выдачи ваучеров началась их массовая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.

Несмотря на ряд существенных достижений в изменении макроэкономической ситуации в стране (из 250 тыс. государственных и муниципальных предприятий в 1992 г. в частную собственность перешло около 47 тыс., более 5,5 тыс. предприятий были преобразованы в акционерные общества), реформы Гайдара не привели к ожидаемой правительством стабилизации российской экономики. Падение промышленного производства в 1992 г. достигло 35%. Под давлением законодателей, профсоюзов и директоров промышленных предприятий правительство вынуждено было вернуться к финансированию убыточных предприятий, отказавшись от намеченного в начале реформы курса на проведение жесткой финансово-кредитной политики. Все это вело к ухудшению финансового положения страны, росту инфляции. Безрезультатными оказались переговоры правительства с Международным валютным фондом и странами "семерки" о получении кредитов: Запад отказал в финансовой поддержке под предлогом неустойчивости политической ситуации в России.

Пришедшее на смену команде Гайдара новое правительство во главе с В. С. Черномырдиным также не смогло сколько-нибудь серьезно улучшить ситуацию. Проводимый им курс на поддержку государственных предприятий (в первую очередь предприятий топливно-энергетического и оборонного комплекса), получавших от правительства значительные кредиты, равно как и стремление изменить положение с оплатой труда работников бюджетной сферы, требовали огромных затрат, что привело к дальнейшему усилению инфляции. Продолжался рост цен на товары и услуги. За 1993 г. они выросли по сравнению с предыдущим годом: на потребительские товары — в 9 раз, на платные услуги — в 25 раз. Одновременно шел процесс расслоения общества на богатых и бедных, что являлось одним из главных последствий приватизации, все больше приобретавшей номенклатурный характер. По официальным данным, к началу 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных граждан в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. На начало 1994 г. 40 млн человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума. Все это вызывало рост недовольства в широких слоях населения и отторжение проводимой правительством экономической политики, усиливало оппозицию реформам, вело к конфронтации политических сил в стране.

Развитие политической системы в постперестроечные годы. Осенний политический кризис 1993 г. и его последствия

Становление новой российской государственности проходило в обстановке затянувшегося противостояния новых институтов власти, прежде всего института президентства и сохранявшейся системы Советов с ее строгой иерархией и монополией на властные функции в государстве. Эта особенность во многом определяла характер и темпы преобразований в политической жизни российского общества. Реформирование политической системы проходило постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, указов Президента РФ. В 1990 г. была принята Декларация о защите прав и свобод граждан, имевшая принципиальное значение с точки зрения создания предпосылок для становления в России основ правового государства. Важным шагом в этом направлении явилось начало судебной реформы, в рамках которой происходило обновление правовой основы новой российской государственности. В ходе осуществления судебной реформы были учреждены такие новые органы, как Конституционный Суд, арбитражные суды, суд присяжных.

На проведение реформ негативное влияние оказывала сложная политическая ситуация в стране и, в частности, усилившееся в 1992–1993 гг. противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти. Основу для конфликтов между Кремлем, ставшим с начала 1992 г. официальной резиденцией Президента России, и Белым домом, в котором заседал Верховный Совет РСФСР, составляли резкая критика Верховным Советом и его председателем Р. И. Хасбулатовым политики правительства в сфере экономических реформ (главным объектом критики были вице-премьеры Е. Т. Гайдар, Г. Э. Бурбулис, М. Н. Полторанин) и разгоревшиеся в это время споры о концепции будущего государственного устройства страны в связи с подготовкой принятия новой Конституции.

Большим достижением нового руководства России стало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который определил принципы взаимоотношений между субъектами Российской Федерации (республиками, краями, областями, округами, Москвой и Санкт-Петербургом) и обозначившего границы государства. В апреле того же года договор был одобрен VI съездом народных депутатов Российской Федерации и подписан всеми бывшими автономиями (за исключением Татарстана и Чечни). Подписание Федеративного договора явилось первым шагом к проведению конституционной реформы в Российской Федерации. Однако реализация этой реформы натолкнулась на сопротивление в законодательном корпусе. VI съезд народных депутатов отклонил внесенный Б. Н. Ельциным на его рассмотрение проект новой Конституции в связи с предложением внести в его текст содержание Федеративного договора.

Полемика вокруг проекта новой Конституции, переросшая вскоре в острое противостояние президента и парламента, велась по одному из принципиальных вопросов: какой режим власти должна избрать обновленная Россия? Президент и его окружение отстаивали модель развития России по типу президентско-парламентской республики с сильной президентской властью, предполагающей наделение президента значительно большими властными полномочиями по сравнению с парламентом. Съезд народных депутатов и Верховный Совет, напротив, считали, что в России должна утвердиться форма государства с сильным парламентом и подконтрольным ему президентом. Как справедливо отмечают исследователи, за этими спорами отчетливо прослеживались реальные политические расчеты, ибо речь, в конечном счете, шла о борьбе между сторонниками советской и либеральной системы организации власти. В отличие от первой модели, исходившей из идеи всевластия Советов, вторая модель отталкивалась от принятых в мире форм правления (президентской, парламентской, смешанной парламентско-президентской республик), основанных на разделении властей.

Противоречия между Кремлем и Верховным Советом обострились в конце 1992 г. В выступлениях Хасбулатова и его сторонников на проходившем в декабре 1992 г. VII съезде народных депутатов Ельцин увидел стремление Верховного Совета перераспределить властные полномочия в свою пользу. В своем обращении к гражданам России он обвинил Верховный Совет в попытке блокировать реформы. Однако на открытый конфликт с оппозицией президент не пошел. На съезде между сторонами был достигнут временный компромисс. Идя на уступки оппозиции, президент отправил в отставку правительство Е. Т. Гайдара, председателем Правительства был назначен бывший министр газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. Одновременно с этим было принято решение о проведении референдума для выяснения степени доверия народа к обеим ветвям власти.

Несмотря на достигнутые соглашения, конфронтация политических сил в стране в 1993 г. продолжала расти. На состоявшемся в марте 1993 г. VIII (внеочередном) съезде народных депутатов по настоянию руководства Верховного Совета был внесен ряд серьезных изменений в текст действующей Конституции, существенно расширявших полномочия законодательного органа и, наоборот, сокращавших права исполнительной власти. Реакция президента не заставила себя ждать. В качестве ответной меры на решения парламента, обвиненного Ельциным в подготовке антиконституционного переворота, Указом Президента РФ был введен режим особого управления. Одновременно на 25 апреля назначалось проведение референдума по вопросам о доверии президенту, о проектах новой Конституции и Закона о выборах, результатом которых должна была стать замена Съезда народных депутатов и Верховного Совета новым парламентом.

В связи с тем что Указ Президента РФ формально противоречил ряду положений действующей Конституции, особенно в той ее части, которая провозглашала Съезд народных депутатов высшим органом государственной власти, Конституционный Суд РФ признал решение Б. Н. Ельцина не соответствующим Конституции и выступил с инициативой проведения импичмента Президенту РФ. Однако, поскольку противникам Ельцина не удалось набрать для его отстранения необходимого конституционного большинства на съезде, съезд вынужден был согласиться с требованием президента о проведении референдума.

25 апреля 1993 г. состоялся первый в истории страны общенародный референдум о доверии Президенту РФ и поддержке народом курса реформ. Большинство участников референдума поддержали курс президента. В то же время избиратели высказались против досрочного проведения выборов президента и Съезда народных депутатов.

Снятию напряженности в обществе должно было служить созванное по инициативе Ельцина летом того же года представительное Конституционное совещание, одобрившее президентский проект Конституции, в основу которого была положена идея смешанной парламентско-президентской республики. Однако руководство Верховного Совета отказалось от участия в работе Конституционной комиссии, что заводило в тупик ситуацию с новой Конституцией и формированием новой системы государственной власти в стране. Исходя из создавшейся ситуации, 20 сентября 1993 г. Президент РФ подписал Указ "О поэтапной конституционной реформе в России", в котором объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов России, проведении выборов в новые органы государственной власти и референдума о новой Конституции.

Против решения президента выступило руководство Верховного Совета во главе со спикером Р. И. Хасбулатовым и большинство членов Конституционного Суда. 23 сентября 1993 г. Чрезвычайный X съезд народных депутатов принял постановление, в котором действия президента квалифицировались как "государственный переворот". Оппозиция объявила об отстранении Ельцина от должности Президента РФ. Исполняющим обязанности президента и вице-президента был избран генерал А. В. Руцкой, который приступил к формированию параллельного правительства. В ответ на это Ельцин приказал блокировать Белый дом и потребовал от заседавших там парламентариев покинуть здание до 4 октября. 3–4 октября по призыву Руцкого, генерала А. Макашова и лидера ортодоксальной коммунистической организации "Трудовая Россия" А. Анпилова сторонники парламента попытались прорвать блокаду Белого дома. Одновременно были предприняты попытки штурма здания мэрии Москвы и захвата телецентра "Останкино". Создалась реальная опасность гражданской войны в России. По распоряжению Ельцина в Москву были введены армейские части, расстрелявшие из танков Белый дом и разогнавшие парламент и его защитников.

Октябрьские события, названные тогда же в прессе попыткой оппозиции осуществить "вторую Великую Октябрьскую социалистическую революцию", ускорили процесс окончательной ликвидации советской системы и формирования новой системы власти и управления в России. Вслед за роспуском Верховного Совета Российской Федерации были упразднены региональные съезды народных депутатов в большинстве субъектов Федерации. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в двухпалатное Федеральное Собрание — Совет Федерации и Государственную Думу.

Выборы в Государственную Думу отразили сложившуюся в это время расстановку политических сил. Считавшаяся пропрезидентской, проправительственной партия "Выбор России", которую возглавлял Е. Т. Гайдар, получила только 15,5% голосов избирателей, что свидетельствовало о растущем недовольстве общества результатами реформ, ассоциировавшимися с правительством Гайдара. Компартия России (КПРФ), возглавляемая Г. А. Зюгановым, завоевала 12,4% мест в парламенте. Неожиданный для многих успех ЛДПР во главе с В. В. Жириновским, получившей около 23% голосов избирателей, явился своего рода индикатором происходивших изменений в настроениях общества. Одновременно с выборами в новый парламент проводился референдум по проекту новой Конституции России. За проект новой Конституции проголосовало большинство избирателей, пришедших на выборы.

События осени 1993 г., названные в некоторых печатных изданиях "черным Октябрем", еще не получили адекватной оценки. Сторонники Ельцина доказывали, что президент боролся с антидемократической, прокоммунистически настроенной оппозицией, поднявшей мятеж против власти. Оппозиционеры, напротив, считали, что президент осуществил государственный переворот, силой разогнав законно избранный Верховный Совет. Совершенно понятно одно: трагическая развязка, сопровождавшаяся гибелью сотен мирных граждан во время штурма Белого дома правительственными войсками, могла бы не наступить, будь Россия в 1993 г. сформировавшимся демократическим правовым государством. Этого могло не случиться, если бы в ее истории и политической культуре общества были сильны традиции несилового разрешения подобного рода конфликтов. Исход конфликта мог быть иным, если бы в стране к тому времени существовало гражданское общество и сформировались политические партии, способные мирными парламентскими методами защищать интересы различных слоев населения.

Конституция Российской Федерации 1993 г. и формирование новых органов государственной власти

Несмотря на сказанное выше, выборы в декабре 1993 г. новых органов государственной власти и принятие новой Конституции РФ заложили правовые основы новой российской государственности, открыли новый этап демократического обновления России. Новая Конституция способствовала стабилизации политической обстановки в стране, поскольку создавала основу для нормального развития политического процесса, делая легитимными новые политические институты и структуры и утверждая общие требования ко всем участникам политической жизни, которые должны были отныне действовать в обязательных для всех конституционных рамках. Вместе с тем сложность обстановки, в которой принималась Конституция, и те события, которые ей предшествовали, не могли не отразиться на особенностях государственного устройства России и распределении власти в государстве, закрепленных в Конституции.

Конституция РФ провозгласила российское государство демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1 Основного закона). Носителем суверенитета и единственным источником власти в России согласно Конституции является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция отвергает любые формы незаконного захвата власти или присвоения властных полномочий, которые согласно статье 3 должны преследоваться по федеральному закону.

В новой Конституции впервые в истории российской государственности права и свободы человека и гражданина и их защита были приведены в соответствие с международными стандартами. Гарантируется неотчуждаемость основных прав и свобод человека. Провозглашается равенство прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этой же связи в Конституции закреплено положение о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Важное значение имеет положение Конституции, наделяющее граждан Российской Федерации правом участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане России согласно Конституции имеют равный доступ к государственной службе. В статье 3 Основного закона закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В отличие от советских конституций Конституция РФ 1993 г. максимально деполитизирована. Государственный строй в Российской Федерации определяется Конституцией как конституционный, а не общественный. В ней признается политическое и идеологическое многообразие, многопартийность (ст. 13). Главное требование Конституции в этой части состоит в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Конституция провозглашает равноправие всех видов собственности — частной, государственной, муниципальной и других. Принципиально новым здесь является то, что частная собственность признается равноправной с государственной, а само право частной собственности в Российской Федерации согласно статье 35, охраняется законом. В Конституции закреплено также право граждан Российской Федерации иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации, что невозможно было в условиях советского государственного строя.

Вместе с тем нельзя не видеть, что многие положения новой Конституции во многом носят характер пожеланий, ориентиров на будущее, они отражают не то, что уже существует в реальности, а то, по какому пути должна развиваться Россия. Так, статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Здесь же говорится о том, что в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Ясно, что даже нынешний уровень жизни основной части населения России далек от тех критериев, которыми определяется социальное государство в современном мире. То же самое можно сказать и о характеристике Российской Федерации как демократического и правового государства, если учесть, что и сегодня на всех уровнях управления государством господствующей является персонификация политики и власти, преобладают неформальные отношения во властных структурах, правовой нигилизм и нарушения прав личности. Дальнейшего совершенствования требуют федеративные отношения в Российской Федерации.

Конституция РФ 1993 г. закрепила в качестве основного принципа осуществления государственной власти разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В рамках разделения властей Конституция предусматривает независимость и самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах установленных полномочий.

Согласно новой Конституции (ст. 11) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Содержание Конституции позволяет говорить о преобладающей роли президента в системе государственной власти и управления, что явилось, безусловно, отражением борьбы в высших эшелонах власти в период принятия Основного закона страны. По Конституции президент наделен широкими правами. В качестве главы государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует правительство, решает вопрос об отставке правительства, может отменять в установленном порядке постановления правительства, выдвигает кандидатуры судей в Конституционный Суд, имеет право распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной президентом кандидатуры председателя правительства.

Законодательную власть в Российской Федерации согласно Конституции осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат. В верхнюю палату — Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Нижняя палата — Государственная Дума состоит из 450 депутатов, выборы которых проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: половина депутатов избирается по избирательным округам, другая половина — по партийным спискам, на основе пропорционального представительства. Установление смешанной избирательной системы в Государственную Думу объяснялось отсутствием в России ко времени выборов Федерального Собрания первого созыва развитой партийной системы, что является главным условием установления чисто пропорциональной избирательной системы.

Конституция РФ 1993 г. не предусматривает участие нижней палаты парламента в формировании правительства (Государственная Дума только дает согласие президенту на назначение кандидатуры на пост председателя правительства). Эта ситуация с самого начала вызывала острые дискуссии, в том числе в самом парламенте, не раз поднимавшем вопрос о внесении поправок в Конституцию, которые наделили бы Государственную Думу правом предлагать кандидатуры министров в новое правительство. Вопрос, однако, непростой. По мнению специалистов, в его решении особенно важен взвешенный, комплексный подход, так как наделение Государственной Думы новыми функциями без учета конкретной политической ситуации в стране (речь в данном случае идет о полноценной многопартийной системе) может только усилить политическую нестабильность и отрицательно повлиять на функционирование системы исполнительной власти. Такой опыт уже был в России в предреволюционный период формирования российского парламентаризма. Возникшее в ходе Февральской революции 1917 г. Временное правительство являлось тем самым "ответственным министерством", создания которого, начиная с 1906 г., добивалась от власти кадетская партия, а затем и "Прогрессивный блок" в IV Государственной Думе. Однако, как показали события, в условиях отсутствия в России современной партийной системы, деятельность Временного правительства не только не способствовала стабилизации обстановки в стране, но и привела к ее дальнейшей дестабилизации и углублению политического кризиса.

Отдельная глава Конституции посвящена органам местного самоуправления в Российской Федерации. По новой Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В то же время они являются органами публичной власти, наделенными властными полномочиями, самостоятельны в пределах своих полномочий, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Положение Конституции о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, строго говоря, означает признание государством особых местных интересов, имеющих публичный характер, но в то же время отличных от общегосударственных интересов и существующих параллельно с ними.

Принятие новой Конституции страны создало юридическую основу для национального согласия, строительства новой российской государственности. 28 апреля 1994 г. Договор об общественном согласии подписали представители органов исполнительной и законодательной власти, лидеры большинства политических партий, общественные деятели и представители духовенства, руководители субъектов Федерации. В рамках реализации основных положений Конституции были приняты Гражданский кодекс, Федеральные законы "О Конституционном Суде", "Об основах государственной службы Российской Федерации" (1995), "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (1995), другие законы и нормативные акты.

17 декабря 1995 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания второго созыва. С учетом того, что часть депутатов нижней палаты парламента избиралась по партийным спискам на основе пропорционального представительства, был установлен 5%-ный избирательный барьер для представительства мелких партий. Не все партии и избирательные объединения преодолели этот барьер. Смогли преодолеть его занимавшая лидирующее положение на выборах КПРФ, получившая 22,3% голосов избирателей, ЛДПР (11,18%), проправительственное Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом — Россия" во главе с главой правительства В. С. Черномырдиным (10,18%), Общественное объединение "Яблоко", возглавляемое Г. А. Явлинским (6,89%).

В 1996 г., во второй раз в истории страны, прошли выборы Президента РФ. В результате выборов, сопровождавшихся острой борьбой между кандидатами на пост президента страны, Б. Н. Ельцин был переизбран на второй срок, получив во втором туре голосования 55% голосов против 40,7% голосов, которые набрал лидер коммунистов Г. А. Зюганов.

К сожалению, последние годы президентства Ельцина не привели к улучшению жизни российских граждан. Наряду с экономическими трудностями, вылившимися в потрясший страну дефолт 1998 г. и сопровождавшимися дальнейшим обнищанием широких слоев населения, наблюдалось усиление негативных тенденций в системе государственного управления. Нарастала бюрократизация государственного аппарата управления. При всех недостатках советской системы государственной службы сильной ее чертой был высокий уровень мобильности, в том числе межрегиональной. В 90-е гг., напротив, главной проблемой стала чрезмерная замкнутость аппарата в рамках отдельных субъектов Федерации. Огромную роль в системе управления государством приобрела Администрация президента, подменявшая органы государственной власти и политические партии, концентрируя в себе политические интриги. При этом она все чаще выступала от имени президента, утрачивавшего способность управлять ситуацией. Показателем нестабильности в обществе являлась частая смена правительств. Только с апреля 1998 по май 2000 г. после отставки правительства В. С. Черномырдина сменилось пять кабинетов: С. В. Кириенко (апрель-август 1998), В. С. Черномырдина (август-сентябрь 1998 г., и. о. председателя Правительства), Е. М. Примакова (сентябрь 1998–май 1999), С. В. Степашина (май 1999–август 1999), В. В. Путина (август 1999–май 2000).

31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин объявил стране о сложении с себя полномочий Президента Российской Федерации и передаче их премьер-министру страны В. В. Путину. На состоявшихся 26 марта 2000 г. досрочных выборах Президентом Российской Федерации был избран В. В. Путин.

Контрольные вопросы

  1. Какими факторами была обусловлена необходимость перехода России к рыночной экономике и либеральной модели государства в "постперестроечный" период?
  2. В чем, на ваш взгляд, заключались противоречия и трудности экономических реформ правительства Ельцина – Гайдара, и каковы их последствия для развития страны и общества?
  3. В чем состояло основное противоречие существовавшей в 1991–1992 гг. правовой основы российской государственности?
  4. Назовите причины политического кризиса в России осенью 1993 г.
  5. Дайте характеристику основных особенностей развития российской государственности после событий 1993 г. Определите значение Конституции РФ 1993 г. в формировании правовых основ новой российской государственности.
< Лекция 5 || Лекция 6