Добрый день! учусь на 3 курсе в вузе, могу ли я получить диплом о повышении квалификации? |
Представление финансовых отчетов
3.1. Общие положения
Структура, содержание и представление финансовых отчетов отдельно освещаются в нескольких Международных стандартах финансовой отчетности (IAS), в частности:
- IAS 1 "Представление финансовой отчетности" устанавливает правила представления финансовых отчетов общего назначения, с тем, чтобы обеспечить возможность их сопоставления как с отчетами предприятия за прошедший период, так и с аналогичными отчетами других предприятий;
- IAS 7 "Отчеты о движении денежных средств" устанавливает структуру и правила представления отчета о движении денежных средств, необходимого для основного финансового отчета. Другие Международные стандарты финансовой отчетности освещают определенные компоненты финансовых отчетов общего назначения:
- IAS 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах" требует специального раскрытия информации о том, в каких сделках со второй стороной участвовало предприятие;
- IAS 14 "Сегментная отчетность" раскрывает порядок представления информации о финансовой отчетности по сегментам - информации о различных видах товаров и услуг, производимых предприятием, а также о различных географических областях, в которых функционирует предприятие, - с целью помочь пользователям финансовых отчетов лучше понять функционирование предприятия за прошедший период, лучше оценить риски и прибыль предприятия, а также для того, чтобы составить суждения о предприятии в целом, основанные на исчерпывающей информации;
- IAS 10 "События после отчетной даты" устанавливает правила для случаев, когда предприятие должно соотнести свои финансовые отчеты с мероприятиями, имевшими место после даты составления бухгалтерского баланса, а также раскрыть информацию о дате, когда финансовые отчеты были утверждены;
- IAS 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки" рассматривает обработку бухгалтерских счетов при изменениях в расчетных оценках и изменениях в учетной политике, а также корректировке фундаментальных ошибок;
- IAS 21 "Влияние изменений валютных курсов" рассматривает основные принципы учета сделок с иностранной валютой и иностранных операций, включая принятие решений о том, какой обменный курс валюты использовать и как признавать в финансовых отчетах финансовый эффект от изменений в валютных курсах;
- IAS 33 "Прибыль на акцию" описывает принципы определения уровня и представления информации о дивидендах.
Кроме того, специализированные финансовые отчеты описываются в:
- IAS 26 "Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)" применительно к методам учета и отчетности по программам пенсионного обеспечения;
- IAS 30 "Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов" применительно к финансовым отчетам банков и аналогичных финансовых институтов;
- IAS 34 "Промежуточная финансовая отчетность" устанавливает минимальное содержание промежуточного финансового отчета и описывает принципы признания и измерения сокращенных финансовых отчетов за промежуточный период.
Достоверное представление и соответствие
Международным стандартам финансовой отчетности
IAS 1 дает исчерпывающие соображения по поводу представления финансовых отчетов, рекомендации по организации их структуры и предъявляет минимум требований к содержанию финансовых отчетов. IAS 1 должен применяться при представлении всех финансовых отчетов общего назначения.
Финансовая отчетность общего назначения - это отчетность, предназначенная для удовлетворения потребностей пользователей, которые не могут в силу занимаемой ими должности требовать отчетность, сделанную по их персональному заказу с целью удовлетворения их потребности в специализированной информации, поэтому такие отчеты представляются отдельно или в рамках другого официального документа, такого как годовой отчет или проспект эмиссии. Этот стандарт не распространяется на сокращенную промежуточную финансовую отчетность (см. IAS 34) и распространяется на финансовые отчеты всех организаций, а также консолидированную финансовую отчетность группы предприятий.
IAS 1 распространяется на все типы предприятий, включая банки и страховые организации. Предприятия государственного сектора могут применять требования Стандарта. Некоммерческие государственные организации и другие предприятия госсектора, стремящиеся использовать Стандарт, могут столкнуться с необходимостью внести поправки в описания, предназначенные для конкретных статей финансовых отчетов, но не для самих финансовых отчетов. Такие предприятия могут также представлять дополнительные отчеты.
Финансовые отчеты должны давать достоверное представление финансового положения, финансовых результатов и денежных потоков предприятия. Предполагается, что правильное применение IAS с раскрытием дополнительной информации в случаях необходимости гарантирует в результате получение достоверно представленных финансовых отчетов практически при любых обстоятельствах.
Предприятия, чьи финансовые отчеты соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности, должны указать на этот факт. Финансовые отчеты должны описываться как соответствующие МСФО только в том случае, если они соответствуют всем требованиям каждого применимого Стандарта и каждой применимой интерпретации Комитета по толкованию международной финансовой отчетности (IFRIC).
Некорректная обработка бухгалтерских счетов не может быть исправлена только лишь путем раскрытия применяемой учетной политики или с помощью объяснительных материалов.
В особо редких случаях, когда руководство организации признает, что неукоснительное следование требованиям МСФО может привести к нежелательным результатам, а значит, отклонения от требований необходимы для получения достоверного представления, предприятию следует сформировать информацию о:
- вынесении заключения руководством организации о том, что финансовые отчеты дают достоверное представление финансового положения предприятия, финансовых показателей и денежных потоков;
- том, что финансовые отчеты соответствуют во всех существенных отношениях МСФО, кроме тех случаев, где соответствие МСФО препятствовало достижению достоверного представления;
- том Стандарте, от требований которого произошло отклонение, сути отклонения, включая обработку, которая должна была быть сделана в соответствии со Стандартом, причину того, почему такая обработка могла привести к неправильному представлению в сложившейся ситуации, а также обработку, которая была сделана;
- влиянии принятого отклонения на чистую прибыль и убытки предприятия, активы, обязательства, чистый доход и денежные потоки за каждый представленный период.
Если МСФО применяется раньше даты вступления в силу, этот факт должен быть также освещен.
Учетная политика. В обязанности руководства предприятия входят формирование и применение учетной политики предприятия, в соответствии с которой финансовые отчеты должны готовиться согласно требованиям каждого применяемого МСФО и Толкования. В случае отсутствия специальных требований руководство предприятия должно выработать политику, которая будет гарантировать предоставление в финансовых отчетах уместной и надежной информации.
Непрерывность деятельности. При подготовке финансовых отчетов должна быть оценена способность предприятия функционировать в будущем. Финансовая отчетность должна составляться на базе действующего предприятия, если только руководство не имеет намерения ликвидировать предприятие или прекратить торговлю. Если руководитель, производя оценку, обнаруживает существенную неопределенность (погрешности), связанную с событиями или условиями, которые могут вызвать серьезные сомнения по поводу способности предприятия функционировать в дальнейшем в качестве действующей организации, эта неопределенность должна быть освещена в финансовой отчетности. Если финансовая отчетность готовится не на базе принципа действующего предприятия, эта информация должна быть также предоставлена наряду с информацией о той основе, на которой подготовлены финансовые отчеты, а также информацией о причине, по которой предприятие не может считаться действующей организацией.
Учет на основе принципа начисления. Предприятию следует подготовить свои финансовые отчеты, кроме информации о движении денежных средств, руководствуясь правилами учета на основе принципа начислений.
Последовательность представления. Представление и классификация статей в финансовой отчетности должны осуществляться последовательно от одного периода к другому, кроме тех случаев, когда:
- существенные изменения деятельности предприятия или обзор представления его финансовых отчетов показывают, что иное представление повлечет за собой более надежное и информативное представление событий или сделок;
- изменения в представлении требуются МСФО или Толкованием.
Существенность статьи и агрегирование. Каждая существенная для предприятия сделка должна быть представлена в финансовых отчетах отдельно. Несущественные сделки должны быть объединены и представлены суммированно.
Информация считается существенной, если ее сокрытие может повлиять на экономические решения пользователей, сделанные на базе финансовых отчетов. Существенность сделки зависит от ее размера и сути. При принятии решения о том, является ли сделка или группа сделок существенной, размер и суть сделок оцениваются вместе. В зависимости от обстоятельств определяющим фактором может послужить как размер, так и суть сделки. Например, активы предприятия, имеющие одинаковую природу и функции, объединяются даже в том случае, если их стоимость велика. Тем не менее крупные сделки, различающиеся по своей сути и функциям, представляются отдельно.
Взаимозачет. Активы и обязательства не подлежат взаимозачету, кроме тех случаев, когда взаимозачет разрешен одним из МСФО или Толкований.
Статьи дохода и расхода должны быть взаимозачтены, только если:
- один из Стандартов требует или разрешает взаимозачет;
- доход, убытки или другие связанные с ними расходы являются следствием одних и тех же сделок или других мероприятий, не являющихся существенными. Такие сделки должны быть суммированы.
Сравнительная информация. Сравнительная информация должна быть представлена за предыдущий период с целью освещения всей цифровой информации, имеющейся в финансовых отчетах, кроме тех случаев, когда Стандарт не требует или не допускает подобных действий. Сравнительная информация должна быть включена в повествовательной форме в пояснительную записку к отчетам, если это способствует лучшему пониманию финансовых отчетов за текущий период.
Если в представление или классификацию финансового отчета внесены поправки, сравнительные данные должны быть также повторно классифицированы, если это отвечает практическим целям отчета, с целью обеспечения сопоставимости с текущим периодом, при этом суть, размер и причина любой повторной классификации должны быть раскрыты. Если повторная классификация сравнительной информации не соответствует практическим целям отчета, предприятие должно раскрыть причину отказа от повторной классификации, а также суть изменений, которые могли бы произойти в случае повторной классификации сравнительной информации.
Идентификация финансовых отчетов. Финансовые отчеты должны быть четко идентифицированы и отделены от других видов информации, присутствующей в одном и том же издаваемом документе.
Каждый компонент финансовых отчетов должен быть четко идентифицирован. Кроме того, следующие сведения должны быть правильно размещены и повторяться в случае необходимости для лучшего понимания представленной информации:
- название отчитывающегося предприятия или другие средства идентификации;
- содержится ли в финансовых отчетах информация о группе предприятий или же об одном предприятии;
- дата составления бухгалтерского отчета или периода, покрываемого в финансовом отчете, в зависимости от того, что больше подходит для компонента финансового отчета;
- валюта отчетности;
- уровень точности представления цифр в финансовых отчетах (округления).
Отчетный период. Финансовые отчеты должны быть представлены по меньшей мере раз в год. Если ввиду особых обстоятельств отчетная дата бухгалтерского отчета меняется и ежегодные финансовые отчеты представляются реже или чаще одного раза в год, предприятию необходимо раскрыть, помимо отчетного периода, следующую информацию:
- причину изменения общепринятого периода отчетности;
- сведения о том, что сравнительные суммы в отчете о прибылях и убытках, отчете об изменениях в собственном капитале, отчете о движении денежных средств и имеющие к этому отношение записи не могут быть сравнимы.