Педагогический процесс как динамическая система
9.1. Педагогическая система. Педагогический процесс
Педагогическая система (англ. educational system) – это:
- "общая характеристика критериальной, теоретической оценки интегративно понимаемой учебно-воспитательной, научно-педагогической (исследовательской) и управленческой деятельности в соответствующих социальных условиях, т.е. на уровне всего общества, социума" (Б.С. Гершунский, [2, С. 54]);
- "инвариантная для разных уровневых и профильных образовательных подсистем система знаний о подходах к обоснованию целей, содержания, методов, средств и организационных форм образования" (Б.С. Гершунский, [2, С. 322];
- "совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами" (В.П. Беспалько, [1, С. 6]).
Дидактическая система – это педагогическая система в динамике, т.е. педагогический процесс. Педагогический процесс – основной бизнес-процесс образовательных учреждений. Наряду с понятием "педагогический процесс", также широко используется понятие "образовательный процесс". Образовательный процесс – это процесс обучения, воспитания и развития при реализации образовательной программы учебных курсов, предметов, дисциплин и практик.
В.П. Беспалько выделил следующие компоненты педагогической системы ( рис. 9.1 ):
В структуре педагогической системы можно выделить элементы, образующие две взаимосвязанные группы:
- элементы, формулирующие дидактическую (педагогическую) задачу – обучающиеся, цели и содержание обучения, сформулированные на основе социального заказа;
- элементы, образующие педагогическую технологию, гарантированно решающую эту задачу, – преподаватели, дидактический процесс (способ или метод обучения), организационные формы и средства обучения.
Методы, формы и средства обучения образуют дидактическую систему.
Этапы создания педагогической системы
Входом процесса создания педагогической системы являются требования к ее конечному продукту – знаниям, компетенциям и личностным качествам выпускника образовательного учреждения. Эти требования являются социальным (государственным) заказом и формулируются в виде государственных образовательных стандартов или других документов.
На первом этапе разработки педагогической системы формулируется дидактическая задача: формируются видение и границы педагогической системы, определяются образовательные цели, производится отбор и структурирование содержания обучения образования, создается экономическое обоснование (определяются ограничения, связанные с организационными вопросами и материально-техническим обеспечением).
На втором этапе проектируется дидактическая система – определяются дидактические технологии, методы и средства обучения, система форм организации обучения, этапы жизненного цикла процесса обучения.
На третьем этапе осуществляется реализация спроектированной дидактической системы – разрабатывается учебно-методическое обеспечение педагогического процесса, подбираются и специально подготавливаются преподаватели, способные работать в спроектированной педагогической системе.
Развитие образования (англ. educational development) – изменение одного или более компонентов педагогической системы в позитивном направлении по критериям ценности.
9.2. Субъекты педагогического процесса
Субъектами педагогического процесса являются обучаемые и преподаватели.