Методы, приемы и средства обучения и контроля результатов образовательного процесса
11.1. Понятия "метод обучения" и "прием обучения", их взаимосвязь
Метод (от греч. путь к чему-либо) – способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Методы обучения (англ. teaching methods) – это
- способы организации процесса обучения, предъявления образовательного контента и управления познавательной деятельностью обучающихся;
- паттерны деятельности учителя, которые релевантны, воспроизводимы и применимы в обучении различным предметам / дисциплинам.
Прием обучения или методический прием (англ. teaching techniques) – структурный элемент метода обучения.
Применение конкретного метода обучения на практике заключается в его композиции из отдельных приемов обучения с учетом специфики целевой аудитории и контекста обучения.
11.2. Подходы к классификации методов обучения
В теории обучения предложены различные подходы к классификации методов обучения: перцептивный, логический, гностический, кибернетический ( рис. 11.1).
В рамках перцептивного подхода Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин, С.Г. Шаповаленко и другие по источнику передачи информации и характеру ее восприятия обучающимися выделили три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические, которые представлены на рис. 11.2.
Рис. 11.2. Классификация методов обучения по источнику передачи информации и характеру ее восприятия
В классификации методов обучения М.И. Махмутова по видам деятельности субъектов образовательного процесса выделены методы преподавания (англ. methods of instruction) и методы учения (англ. learning methods), показанные на рис. 11.3.
В классификации методов учебно-познавательной деятельности Ю.К. Бабанского выделено три группы методов, которые представлены на рис. 11.4.
В классификации методов учения по дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности обучающихся, предложенной В.А. Онищуком, выделены коммуникативный, познавательный, преобразовательный, систематизирующий и контрольный методы ( рис. 11.5 ).
В классификации, предложенной И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, методы обучения проранжированы по возрастанию уровня активности и степени самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности: от информационно-рецептивного к исследовательскому. На рис. 11.6 представлены основные этапы деятельности педагога и обучающихся в ходе использования данных методов обучения.
А.В.Хуторским разработана классификация методов продуктивного обучения ( рис. 11.7), в которой выделены три группы методов: когнитивные (методы познания окружающей действительности), креативные (методы создания внешних и внутренних образовательных продуктов) и оргдеятельностные (методы организации образовательного процесса) [6].
В обобщенной классификации методов обучения, предложенной Г.К. Селевко ( рис. 11.8), в качестве отдельной группы выделены информационно-коммуникационные методы как способы организации процесса обучения, предъявления образовательного контента и управления познавательной деятельностью обучающихся с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.