Системы форм организации обучения
10.1. Формы организации обучения. Функции систем форм организации обучения
Форма организации обучения – это
- способ реализации педагогического процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (школами, колледжами, университетами др.) в системе формального образования, который имеет организованный и иерархически структурированный контекст и четко определенные временные границы;
- вариативная, и в то же время относительно устойчивая структура взаимодействия участников процесса обучения, характеризующаяся составом участников, временем, порядком, местом взаимодействия, оказывающая влияние на ход и результат учебного процесса;
- "ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения" (В.В. Краевский, А.В. Хуторской [2, С.250]).
В системе формального образования эффективная реализация образовательного процесса обеспечивается не отдельными формами организации обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, которая выполняет следующие функции (В. А. Ситаров, [2]):
В педагогической литературе наряду с термином "форма организации обучения" также широко употребляется термин "форма обучения". В отличие от форм организации обучения, структурирующих жизненный цикл обучения в системе формального образования, форма обучения представляет собой способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение).
10.2. Подходы к классификации форм организации обучения
В теории и практике образования накоплен значительный массив разнообразных форм обучения, что вызвало необходимость их классификации.
В. И. Андреев ( рис. 10.2) выделил три категории форм организации обучения, которые отражают специфику взаимодействия участников педагогического процесса (общие формы), особенности передачи учебного материала (внешние формы) и доминирующие образовательные цели (внутренние формы).
В основу классификации форм организации обучения, предложенной авторским коллективом под руководством В.А. Сластенина, положены два критерия: количество обучающихся и специфика управления образовательным процессом ( рис. 10.3).
Основанием классификации форм организации обучения Ч. Куписевича и И.П. Подласого являются: количество обучающихся, место и продолжительность обучения ( рис. 10.4).
увеличить изображение
Рис. 10.4. Классификация форм организации обучения (И.П. Подласый, Ч. Куписевич)
Интересна классификация внутренних форм организации обучения Т.И. Шамовой, представленная на рис. 10.5.
В основу классификации внешних форм организации обучения А. В. Хуторского, показанной на рис. 10.6 , положены различия в коммуникативном взаимодействии основных субъектов образовательного процесса.
На рис. 10.7 представлены сравнительные характеристики эффективности использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации обучения.