В курсе "Теория государства и права" тест №10 соответствует лекции №11. А в самой лекции №11 теста нет. Исправьте, пожалуйста, данную проблему. |
Форма государства
6.1. Понятие формы государства
При характеристике государства особое значение имеет определение формы государства, выражающей особенности его организации. Под формой государства следует понимать совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание. Форма государства подчеркивает особенности его внутренней структуры, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику территориальной организации государства, методы осуществления властной деятельности, взаимоотношение органов государственной власти с отдельной личностью и гражданским обществом в целом.
Форма государства - внешний показатель, она позволяет оценить такие факторы, как структуру верховной власти, демократичность власти, взаимодействие государства и личности.
Форма государства не является неизменным и постоянным его свойством. Под влиянием различных политических экономических, социальных, географических факторов формы государства многократно изменялись. Можно вспомнить пример Франции, которая на протяжении XVIII-XX вв. неоднократно меняла форму государства, прежде чем она приобрела современный вид. В свое время Л. Гумплович справедливо утверждал, что "учение о государственных формах… является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства". Современная наука о государстве и праве рассматривает три основных составляющих элемента формы государства - форма правления, форма государственного устройства, политический (государственно-правовой) режим.
Форма правления определяет порядок образования и организации высших органов государственной власти, взаимоотношение органов друг с другом. Форма правления наглядно показывает устройство высшей (верховной) власти, правовой статус ее субъектов. По форме правления все государства подразделяются на монархии и республики.
Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государства, правовое положение отдельных составляющих государство частей (субъектов), характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами власти составных частей государства. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).
Политический режим представляет собой совокупность средств и способов осуществления государственной (политической) власти. Из всех элементов формы государства именно политический режим является наиболее сложным для восприятия, так как реальное осуществление власти зачастую заметно отличается от декларированного. Не всегда можно четко определить политический режим. Однако политический режим оказывает существенное влияние на другие элементы формы государства. Часто смена политического режима является предпосылкой изменения формы правления и государственного устройства. В зависимости от средств осуществления власти политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.
Характеристика всех трех элементов формы государства в совокупности позволят реально оценить государство как организующую общество систему и сравнить его с другими государствами.
6.2. Форма правления
Форма правления представляет собой структуру и порядок образования верховных органов государства, а также порядок осуществления их полномочий.
История знает два основных способа осуществления верховной власти - коллегиальный и единоличный. Коллегиальный способ осуществления власти предполагает большую демократичность, но в чистом виде практически не существует. Преобладает единоличное правление. Но это автоматически не означает узурпацию и авторитаризм власти. Скорее это дань политической традиции и особенностям образования и развития государства.
На протяжении долгого времени форма правления увязывалась с общественно-экономической формацией, проводились прямые параллели и сравнения между рабовладельческим, феодальным, капиталистическим государством и их формами. Сейчас от данной концепции отошли, но неизменность существования двух основных форм правления осталась.
Исторически первой формой правлении является монархия.
Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного лица - монарха (царя, короля, императора, султана, князя и т.п.). Монархия характеризуется тремя основными чертами:
- Наследственность верховной власти предполагает, что монарх получает свою власть по наследству. В мире существует несколько систем престолонаследия, которые используются в различных сочетаниях. Причем, несмотря на преобладание наследования по закону, иногда используется и наследование по завещанию. В частности, в арабском мире нередки случаи, когда монарх еще при жизни назначает себе наследника из числа сыновей или ближайших родственников.
- Несменяемость власти монарха. Монарх занимает свой пост пожизненно, это неизменный атрибут монархии. В зависимости от времени вступления на престол, монарх может быть главой государства на протяжении многих десятилетий. Иногда под влиянием определенных обстоятельств монарх добровольно отрекается от престола. Когда монарха силой вынуждают покинуть трон, это называется низложением.
- Безответственность главы государства. В государственно-правовой традиции большинства монархических государств существует принцип: "Монарх не может быть неправ". Ответственность монарха обычно перекладывается на правительство, вводится институт "контрасигнатуры". Данный признак сложился исторически в силу особого статуса монарха, его авторитета и величия.
Первые монархии возникли несколько тысячелетий назад и существовали в форме восточных деспотий, когда власть монарха обожествлялась, монарх рассматривался в виде наместника бога на земле, а иногда сам отождествлялся с богом.
Монархии бывают двух видов: абсолютные и ограниченные.
При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью, концентрирует в своих руках все рычаги управления государством, является источником законодательной власти и исполнительной власти, выступает в качестве высшего судьи.
Абсолютные монархии получили наибольшее распространение в Средние века, когда, сменив период феодальной раздробленности, были созданы централизованные государства. Абсолютная монархия существовала и в России на протяжении всего монархического этапа ее истории. Так согласно Воинскому уставу Петра I, государь являлся самовластным монархом, "который никому на свете о своих делах отвечать не должен". В настоящее время абсолютные монархии сохранились в ряде государств Среднего и Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане. Монархи этих стран являются полновластными главами государств со всеми присущими этому атрибутами, сосредоточением законодательных и исполнительных полномочий, командованием Вооруженными силами; они имеют статус верховного судьи.
В ряде случаев монархи в абсолютных монархиях являются и главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть. В этом случае говорят о существовании теократической монархии.
Несмотря на известную архаичность абсолютных монархий, необходимо признать, что в государствах восточного типа сильна традиционность монархического государственного и правового сознания и поэтому данная форма правления для них наиболее характерна.
Ограниченные (конституционные) монархии встречаются гораздо чаще, чем абсолютные монархии. Например, все европейские монархии по форме правления являются конституционными.
Ограничение власти монарха традиционно связывают с деятельностью парламента - законодательного и представительного органа государственной власти. Поэтому ограниченные монархии чаще всего существуют в форме парламентских монархий.
Парламентские монархии характеризуются серьезными ограничениями фактического статуса монарха. Законодательная власть в парламентских монархиях принадлежит парламенту, исполнительная власть принадлежит правительству, подотчетному и подконтрольному парламенту. Монарх по конституции сохраняет формальные полномочия главы государства, например полномочия по формированию правительства или по наложению вето на принятые парламентом законы, но данными полномочиями не пользуется. Например, подобная форма правления сложилась в настоящее время в Великобритании, где монарх не пользуется своими властными полномочиями без согласования с парламентом. Сложилось устойчивое выражение, что монарх царствует, но не правит.
По отношению к некоторым парламентарным монархиям в последнее время стал применяться термин символичные монархии. Например, в Японии император уже на протяжении последних полвека не имеет никакой сколь-нибудь значимой роли в управлении государством, а играет роль тысячелетнего символа нации, поддерживая японские традиции и обычаи.
Помимо парламентарных монархий, к ограниченным монархиям относят также дуалистические монархии, существующие, например, в Марокко, Иордании, Кувейте. Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится в руках парламента, исполнительная власть в руках монарха, который формирует правительство. Данная форма правления достаточно часто приводит к парламентскому кризису и противоречиям между монархом и парламентом, влекущим роспуск последнего. Дуалистическая монархия являет переходным этапом между абсолютной и парламентарной монархией.
Республика - форма правления, при которой власть принадлежит выборному коллегиальному или единоличному органу государственной власти.
Для республики характерны следующие отличительные признаки:
- Выборность верховной власти. Главой государства в республиках является, как правило, президент, который избирается либо населением, либо парламентом.
- Сменяемость верховной власти. Она выражается в четко определенном сроке полномочий главы государства, который составляет в среднем 4-5 лет. Практически во всех республиках по конституции главе государства запрещено занимать свой пост более двух сроков.
- Ответственность главы государства. В определенных конституцией случаях глава государства несет конституционную ответственность и может быть отрешен от должности.
Первые республики появились в античный период. Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц - аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Современные республики бывают двух видов: президентские и парламентские, главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.
В классической президентской республике (США, Сирия) президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Он самостоятельно формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент вправе отправить правительство в отставку, а также освободить от должности отдельных министров. Президент в президентской республике избирается населением и ответственности перед парламентом не несет. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентских республиках существует система сдержек и противовесов.
Парламентские республики (Италия, Германия, Индия) характеризуются особым порядком формирования правительства. Правительство формируется в результате парламентских выборов партиями, обладающими большинством в парламенте. При этом правительство может быть как однопартийным, так и коалиционным. Председателем правительства в парламентской республике является, как правило, лидер партии, победившей на парламентских выборах. Правительство несет перед парламентом политическую ответственность. В определенных конституцией случаях парламент может объявить правительству вотум недоверия. Президент в парламентской республике избирается либо парламентом, либо особой коллегий представителей с участием депутатов парламента. Формально он обладает значительными полномочиями, но фактически их не использует. По своим признакам парламентские республики схожи с парламентарными монархиями.
В последнее время классические формы республики не всегда обеспечивают четкое взаимодействие высших органов государственной власти. Для устранения этих противоречий создаются смешанные (парламентско-президентские) республики (Франция, Россия). Правительство в таких республиках формируется с участием и президента, и парламента, и несет перед ними ответственность. Например, по Конституции РФ Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Правительство РФ несет ответственность и перед Президентом и перед Федеральным Собранием РФ. Для поддержания баланса различных ветвей власти в смешанных республиках предусматривается взаимная политическая ответственность президента и парламента.
На протяжении долгого времени в России существовала особая форма республики - советская республика. Для нее было характерно, что верховными законодательными, распорядительными и контрольными органами власти являются советы на всех уровнях, которые организационно соподчинены. Такая форма республик значительно отличается от парламентских республик и в настоящее время существует только в некоторых государствах социалистического типа (Китай).
Помимо классических форм правления в современном мире выделяются и нетрадиционные формы, которые обычно именуют смешанными формами. Так в некоторых республиках президент как глава государства занимает свой пост неограниченное время, его полномочия периодически продляются без проведения выборов. Данное положение позволяет ему достигнуть неограниченной власти, выражением которой будет являться его безответственность. Подобные признаки говорят о наличии "монархической республики".
Обратным примером может являться система выборности монарха, существующая в Малайзии, где князь избирается на съезде сроком на пять лет.