Опубликован: 20.05.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1567 / 255 | Длительность: 40:03:00
Тема: Экономика
Лекция 3:

Инфляция и ее влияние на финансовые результаты

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >

В условиях рыночной экономики средства, вложенные в деятельность организации сегодня, должны приносить доход в будущем. Номинал инвестируемых средств увеличивается по правилу сложных (простых) процентов. Так, например, величина дохода, которая будет получена в будущем через t лет, определенная по ставке сложных процентов, равна:

Дt = ВК * (1 + α)t

где

Дt - доход, полученный в будущем через t лет;

ВК - первоначальная сумма средств, инвестируемая в капитал организации;

α - годовая норма доходности (рентабельность вложений), или процентная ставка

Пример 1. Организация решила инвестировать 2000 тыс. руб. в модернизацию производства с целью выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом, планируя ежегодно получать минимальный доход в размере 18% годовых. Тогда доход, полученный через 1, 2, 5 лет соответственно будет равен:

Д1 = 2000 * (1 + 0,18)1 = 2360 тыс. руб.;

Д2 = 2000 * (1 + 0,18)2 = 2785 тыс. руб.;

Д5 = 2000 * (1 + 0,18)5 = 4576 тыс. руб.

На реальную величину дохода, ожидаемого к получению в будущем, оказывает влияние инфляция, которая характеризуется обесцениванием денежной единицы, переполнением каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх реальных хозяйственных потребностей. Конкретным выражением инфляции является рост уровня цен на товары, уменьшение покупательной способности денег. Чем выше рост цен, тем больше уровень инфляции, тем больше разрыв между номинальной и реальной стоимостью дохода организации.

Измерение инфляции

В зависимости от уровня анализа для измерения инфляции используют разные показатели.

На микроуровне для оценки уровня инфляции используют индексы потребительских и оптовых цен, которые характеризуют среднее изменение уровня цен за определенный период времени.

Индекс потребительских цен характеризует отношение совокупной стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах отчетного периода к совокупной стоимости аналогичных товаров и услуг в ценах базисного периода:

Iпц = ∑(Кфр* Ц) : ∑ (Кфр * Ц),

где

Кфр - фиксированное количество товаров (услуг) р-го вида в отчетный период;

Ц, Ц - цена товара р-го вида в отчетный и базисный периоды.

Значение Iпц показывает изменение цен фиксированного набора товаров и услуг (потребительская рыночная корзина), приобретенного населением для непроизводственного потребления.

Пример 2. В рыночную корзину входит набор трех видов товаров, количество и цены которых за два периода представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1.
Показатель Количество, усл. ед., Кф Цена в базисный период (май), тыс. руб., Ц0 Цена в отчетный период (июнь), тыс. руб., Ц1
Товар "А" 100 1 1,12
Товар "B" 200 2 2,40
Товар "C" 300 0,8 0,85

Индекс потребительских цен равен:

Iпц = (100 * 1,12 + 200 * 2,4 + 300* 0,85) : (100 * 1,00 + 200 * 2 + 300 * 0,85) = 847 : 755 = 1,1219, или 112,19%.

Таким образом, в отчетный период, по сравнению с базисным периодом, уровень цен потребительской корзины увеличился в 1,12 раза, или на 12,19%, затраты потребителя в отчетный период на рыночную корзину повысились.

Индекс потребительских цен служит одним из важнейших показателей уровня инфляции. Он используется в целях осуществления единой государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра социальных гарантий, решения правовых споров.

Индекс оптовых цен позволяет оценить изменение стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и других товаров на оптовом рынке. Он используется для оценки изменения цен на товары и услуги производственного назначения, позволяет учитывать прирост затрат за счет изменения цен на материальные ресурсы, используемые в производственной деятельности.

На макроуровне для оценки инфляции используют показатель - индекс валового национального продукта (Iвнп). При его расчете набор товаров и услуг гораздо шире и представительнее, чем при исчислении индекса потребительских, оптовых цен. Расчет осуществляется по формуле:

Iвнп = ∑(Кkt * Цkt) : ∑(Кk0 * Цkt), t = 1, N,

где

Кkt, Кk0 - количество реализованной k-го вида продукции в t-й и базисный периоды;

Цkt - цена реализации k-го вида продукции в t-й период;

N - количество временных периодов, используемых для анализа уровня цен.

Динамика индексов валового национального продукта за несколько лет отражает изменения, происходящие в инфляционных процессах. Понижение индекса Iвнп в отчетный период по сравнению с предыдущим свидетельствует о снижении темпов инфляции, и наоборот.

С помощью индекса Iвнп оценивают степень влияния инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывают не только изменение цен товаров народного потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. Значение индекса используется в качестве коэффициента перерасчета валового национального продукта в неизменные цены, без которых невозможно провести сравнение объемов производства за длительный период времени.

Рост индексов цен свидетельствует о снижении уровня покупательной способности денежной единицы, расчет которого определяется по формуле:

Iпс = 1 : Iц,

где Iпс, Iц - соответственно реальный уровень доходности и индекс цен.

Значение уровня Iпс позволяет оценить реальную стоимость денежной массы из-за инфляции, уровень которой определяется по формуле:

Iинф = 1 - Iпс.

Пример 3. Индекс цен во втором полугодии, по сравнению с первым полугодием, составил 115%, следовательно, покупательная способность рубля за этот период снизилась до 0,86957 (1 : 1,15), или 86,96%, т.е. инфляция составила 13,04% (100% - 86,96%).

Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:

Нин = [Iцt - Iцt - 1] : Iцt * 100%,

где Iцt, Iцt - 1 - индексы цен смежных периодов.

Значение нормы Нин показывает, на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени. Если Нин имеет значение от 1 до 9%, то инфляция называется "ползучей", если Нин имеет значение от 10 до 99%, то инфляция называется "галопирующей". Если норма инфляции в месяц составляет 50%, то экономика "больна" гиперинфляцией.

Пример 4. Индексы роста цен за три последовательных периода соответственно равны 1,15 и 1,18 и 1,31.

Тогда норма инфляции, рассчитанная для первого и второго периодов, равна:

Нин(2,1) = (1,18 - 1,15) : 1,18 * 100% = 2,54%.

Норма инфляции меньше 9%, она является "ползучей", она не оказывает существенного влияния на результаты деятельности организации.

Соответственно норма инфляции, рассчитанная для второго и третьего периодов, равна:

Нин(3,2) = (1,31 - 1,18) : 1,31 * 100% = 11,49%.

Норма инфляции больше 9%, она будет оказывать значительное влияние на результаты деятельности организации.

Влияние уровня инфляции на финансовые результаты организации

Инфляция оказывает существенное влияние на финансовые результаты организации, особенно если она более 3-5% в год:

  • Инфляция обесценивает все доходы и поступления организации. Малейшая отсрочка входящих платежей для организации ведет к тому, что она недополучает часть причитающегося ей дохода.
  • Инфляция ведет к неоправданному росту потребности в оборотных средствах, так как многие виды затрат, учитываемые в себестоимости продукции по ценам предыдущего периода, не возмещают суммы реальных расходов предприятия в текущем периоде.
  • Инфляция искажает реальную стоимость капитала организации, его активов и обязательств.
  • Финансовые отчеты о результатах деятельности не всегда могут быть объективны, так как различные элементы баланса теряют свою стоимость с различной скоростью. Например, дебиторская задолженность теряет свою стоимость и ведет к убыткам предприятия на сумму снижения покупательной способности долговых денег. И, наоборот, кредиторская задолженность перед поставщиками дает некоторую выгоду, потому что предприятие может расплатиться по своим обязательствам деньгами со сниженной покупательной способностью.
  • Высокая инфляция затрудняет и уменьшает инвестиционную деятельность, ведет к "проеданию" средств, предназначенных для расширенного воспроизводства.
  • Замедляется процесс простого воспроизводства капитала.
  • Перенос стоимости основных средств и производственных запасов, приобретенных в предшествующие периоды, на готовый продукт в отчетный период опаздывает во времени, поэтому приводит к занижению стоимости продукции.
  • Текущие затраты и амортизация основных средств, исчисленные в оценке по более высокой покупательной способности, при определении финансовых результатов вычитаются из суммы поступлений за текущий период, которые оцениваются по более низкой покупательной способности денег. Это приводит к завышению финансовых результатов деятельности, увеличению налогооблагаемой прибыли, снижению чистой прибыли, прибыли, остающейся в распоряжении организации и т.д.

Все это обусловливает необходимость в процессе принятия управленческих решений использовать методы, позволяющие оценивать потери организации в результате воздействия факторов, влияющих на уровень инфляции.

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >