Опубликован: 20.05.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1567 / 255 | Длительность: 40:03:00
Тема: Экономика
Лекция 1:

Анализ финансово-хозяйственной деятельности в системе управления организацией

Лекция 1: 1234 || Лекция 2 >

Предмет экономического анализа

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы и конечные финансовые результаты деятельности организации. В ходе анализа рассчитываются значения основных показателей, характеризующих исследуемые хозяйственные процессы, устанавливаются взаимосвязи между ними, оценивается влияние основных факторов, воздействующих на финансовые результаты. Примерами таких факторов являются:

  • ценовой фактор, действие которого связано с изменением цен, тарифов, ставок и т.п. Изменение цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, увеличение тарифных ставок приводит к изменению показателей деятельности организации;
  • человеческий фактор, действие этого субъективного фактора связано с конкретной деятельностью человека. Умение специалиста объективно и своевременно решать управленческие задачи, правильно организовать процесс управления производством, финансами позволяет при тех же объемах используемых ресурсов значительно повысить конечные финансовые результаты деятельности и т.д.

Объективно проведенный анализ факторов, воздействующих на финансовые результаты, позволяет раскрыть и понять основные причины, оказывающие влияние на результаты деятельности организации.

Экономический анализ представляет собой комплексную систему специальных знаний, позволяющих:

  1. исследовать протекание экономических процессов, оценивать их взаимосвязи под воздействием экономических законов и факторов субъективного порядка;
  2. количественно оценивать изменение факторов, характеризующих экономические процессы;
  3. выявлять степень влияния положительных и отрицательных факторов на экономические процессы;
  4. выявлять тенденции в изменении основных показателей развития предприятия;
  5. научно обосновывать планы развития предприятия на основе использования современных методов управления и передового опыта;
  6. выбирать из совокупности планов развития наиболее рациональный вариант.

Экономический анализ является инструментом обоснования управленческих решений. В зависимости от уровня анализа он может быть: микроэкономический и макроэкономический.

Микроэкономический анализ - анализ деятельности отдельных организаций, составляющих основу рыночной экономики, и их внутренних, структурных подразделений. Анализ на микроуровне связан с повседневной оценкой хозяйственно-финансовой деятельности организаций, их коллективов, менеджеров. Он проводится бухгалтерами-аналитиками и экономистами-аналитиками организации. Составными частями микроанализа являются:

  1. анализ обоснования и выполнения бизнес-планов;
  2. сравнительный анализ - сопоставление реальных результатов за конкретный промежуток времени с плановыми результатами;
  3. анализ возможностей производства и сбыта;
  4. оценка влияния внутренних и внешних общеэкономических факторов на производство и сбыт продукции;
  5. анализ соотношения спроса и предложения на товарных и сырьевых рынках;
  6. анализ конкретных поставщиков сырья и комплектующих изделий;
  7. анализ конкретных потребителей и оценка ими качества выпускаемой продукции, товаров, услуг;
  8. анализ портфеля заказов организации;
  9. анализ затрат живого и овеществленного труда;
  10. анализ затрат конечных финансовых результатов производственной деятельности в целом, а также производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности;
  11. анализ коммерческого риска и оценка влияния на него политических, экологических, культурных, структурно-организационных и других факторов.

Макроэкономический анализ - оценка деятельности совокупности организаций, отраслевых, региональных и народнохозяйственных уровней. Анализ проводится на основе информации, характеризующей деятельность многочисленных объектов. Макроанализ - это дело экономистов-статистиков.

Лекция 1: 1234 || Лекция 2 >