Национальные библиотеки Российской Федерации относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, являются объектами федеральной собственности и выполняют следующие функции: формируют, хранят и предоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов; организуют и ведут библиографический учет РОССИКИ, участвуют в библиографическом учете национальной печати, являются научно-исследовательскими учреждениями по библиотековедению Наверное опечатка в Лекции 6: Правовое регулирование отношений в сфере библиотечного дела, формирования обязательного экземпляра документов, архивного дела
|
Правовое регулирование отношений в сфере библиотечного дела, формирования обязательного экземпляра документов, архивного дела
6.1. Правовое регулирование отношений в сфере библиотечного дела
Библиотеки и библиотечное дело. В части второй ст. 44 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Основы законодательства Российской Федерации о культуре относят право на доступ к государственным библиотечным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности к праву на приобщение к культурным ценностям (ст. 12). Но библиотеки являются не только учреждениями культуры. Согласно ст. 1 Федерального закона "О библиотечном деле" библиотека - это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. На территории Российской Федерации могут учреждаться и действовать библиотеки различных видов и форм собственности. Примерная их классификация произведена в ст. 4 Федерального закона "О библиотечном деле". В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:
- Государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:
- федеральные библиотеки;
- библиотеки субъектов Российской Федерации;
- библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
- Муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления.
- Библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений.
- Библиотеки предприятий, учреждений, организаций.
- Библиотеки общественных объединений.
- Частные библиотеки.
- Библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Для создания особых условий сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации законодатель наделяет некоторые федеральные библиотеки статусом национальных библиотек Российской Федерации. Таких библиотек всего три. Это Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека и Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, которые призваны удовлетворять универсальные информационные потребности общества и организовывать библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всех народов Российской Федерации.
Национальные библиотеки Российской Федерации относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, являются объектами федеральной собственности и выполняют следующие функции: формируют, хранят и предоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов; организуют и ведут библиографический учет россики, участвуют в библиографическом учете национальной печати, являются научно-исследовательскими учреждениями по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методическими, научно-информационными и культурными центрами федерального значения.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки, функции которой выполняют:
- в республике - национальная или республиканская библиотека;
- в автономном округе, автономной области - окружная или областная библиотека;
- в крае, области - краевая, областная библиотека.
Органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать универсальной ведущей библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки.
Органы местного самоуправления городских округов могут присваивать универсальной ведущей библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки.
Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам.
Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы должны иметь статус юридического лица и существовать в организационно-правовой форме учреждений. Иные библиотеки могут не являться юридическими лицами, и в данном случае их нельзя рассматривать в качестве правосубъектных образований, способных обладать обособленным имуществом. Библиотеки, обладающие правами юридического лица, владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними учредителем имуществом на праве оперативного управления. Библиотеки обладают специальной правоспособностью. Их основные права и обязанности определены Федеральным законом "О библиотечном деле" (ст. 12, 13). Библиотеки, в частности, имеют право: самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах; утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками; определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий; определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами; образовывать библиотечные объединения, самостоятельно определять источники комплектования своих фондов.
Основными обязанностями библиотек являются: обслуживание пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками; недопущение государственной и иной цензуры, ограничивающих право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам; обеспечение сохранности особо значимых изданий и коллекций, отнесенных к памятникам истории и культуры; представление учредителям и органам государственной статистики отчетов о своей деятельности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Под библиотечным делом, согласно ст. 1 Федерального закона "О библиотечном деле", понимается отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.
Право на библиотечную деятельность имеет практически любое юридическое или физическое лицо, создавшее библиотеку на территории Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством.
В основу государственной политики в области библиотечного дела положен принцип всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. При этом государство выступает гарантом прав граждан и организаций в области библиотечного дела и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Что касается государственной поддержки библиотечного дела, то такая поддержка осуществляется в форме участия государства в обеспечении координации и кооперации библиотечного обслуживания. Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек государство путем финансирования деятельности государственных библиотек стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. Для поддержки библиотек негосударственной формы собственности, организующих безвозмездное общедоступное обслуживание населения, органы государственной власти обязаны оказывать им материальную помощь.
Права граждан в области библиотечного дела. Важнейшим правом гражданина в области библиотечного дела является его право на библиотечное обслуживание. Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "О библиотечном деле" каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации. Это право обеспечивается, в частности, созданием государственной и муниципальной сети библиотек, которые предоставляют возможность пользования их фондами и услугами без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии и безвозмездно осуществляют основные виды библиотечного обслуживания.
При этом права граждан в области библиотечного обслуживания, в силу прямого указания п. 3 ст. 5 Федерального закона "О библиотечном деле", приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.
Следующим правом гражданина в области библиотечного дела выступает его право на библиотечную деятельность. Оно заключается в юридически обеспеченной возможности участия в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями. Граждане, имеющие в частной собственности собрания документов, которые включают особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, имеют право на поддержку со стороны государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации этих собраний в качестве памятников истории и культуры в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органе местного самоуправления.
Граждане, пользующиеся услугами библиотек, приобретают статус пользователей библиотек. В этом случае они наделяются рядом дополнительных прав в зависимости от принадлежности к той либо иной группе пользователей.
Пользователи общедоступных библиотек имеют, в частности, право:
- бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему библиотечных каталогов и другие формы библиотечного информирования;
- бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
- получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
- пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек.
Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания.
Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами.
Все пользователи имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
Электронные библиотеки. Действующее российское законно-дательство не содержит специальных правил, регламентирующих отношения по созданию и использованию электронных библиотек. Указанные отношения регулируются общими положениями, закрепленными нормами Федерального закона "О библиотечном деле", Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов", гл. 70 ГК РФ и издаваемыми на их основе нормативными правовыми актами.
Как отмечалось выше, под библиотекой понимается информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотекой признается также структурное подразделение организации.
Таким образом, электронные библиотеки, строго говоря не являются библиотеками по смыслу ст. 1 Федерального закона "О библиотечном деле" и не вписываются в установленную законодателем их классификацию. В лучшем случае их можно признать одной из организационных форм представления информации, существующей в виде электронных экземпляров документов и произведений.
В литературе, посвященной проблематике электронных библиотек, называются следующие варианты создания последних:
- создание электронной библиотеки на базе юридического лица, обладающего правовым статусом библиотеки;
- создание электронной библиотеки на базе организационной структуры, не имеющей правового статуса библиотеки;
- создание электронной библиотеки на базе вновь создаваемого юридического лица либо без создания юридического лица.
В рамках первого варианта наличие статуса библиотеки подтверждается закреплением соответствующих функций в учредительных документах юридического лица либо в утвержденном установленным порядком положении о библиотеке. Если юридическое лицо к моменту формирования электронной библиотеки уже обладает статусом обычной библиотеки дополнительных действий по институализации ее электронной версии не требуется. Владельцем электронной библиотеки в данном случае будет выступать само юридическое лицо, имеющее статус библиотеки. Титул владения будет зависеть от организационно-правовой формы юридического лица.
В рамках второго варианта электронная библиотека формируется на базе структурного подразделения организации, например, образовательного учреждения. В данном случае должно быть принято положение об электронной библиотеке с закреплением в нем соответствующих полномочий структурного подразделения организации. Титул владельца электронной библиотеки будет совпадать с титулом владельца имущества организации.
В рамках третьего варианта может быть учреждена отдельная организация с полномочиями, закрепленными в учредительных документах по предоставлению во временное пользование физическим и юридическим лицам соответствующих информационных ресурсов. Кроме того, возможно создание электронной библиотеки в соответствии с условиями договора простого товарищества или на базе соответствующего оборудования, принадлежащего физическому лицу.
Использование информационных ресурсов, находящихся в составе электронных библиотек подчиняется правилам, закрепленным в гл. 70 ГК РФ.
При этом следует исходить из того, что в составе электронной библиотеки могут находиться документы как не являющиеся объектами авторских прав, так и являющиеся таковыми.
Согласно п.6 ст. 1259 ГК РФ не являются объектами авторских прав:
- официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований;
- произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
- сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписание движения транспортных средств и т.п.).
В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
- другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
По истечении срока действия исключительного права, который составляет срок жизни автора и семьдесят лет, считая с января года, следующего за годом смерти автора (ст. 1281 ГК РФ) произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
Действующее законодательство (ст.1273-1278 ГК РФ) предусматривает различные случаи свободного использования произведений, являющихся объектами авторских прав. Эти случаи использования не предполагают согласия автора или иного правообладателя равно как и выплаты какого-либо вознаграждения и касаются:
- воспроизведения произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);
- использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ);
- использования произведения путем репродуцирования (ст. 1275 ГК РФ);
- использования произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ);
- публичного исполнения музыкального произведения (ст. 1277 ГК РФ);
- воспроизведения произведения для целей правоприменения (ст.1278 ГК РФ).
Еще ряд случаев свободного использования произведения не предполагает согласия автора или иного правообладателя, но предусматривает выплату им соответствующего вознаграждения (ст. 1279-1280 ГК РФ). Эти случаи касаются:
- записи произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК РФ);
- воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных и декомпилирования программ для ЭВМ (ст. 1280).
Рассмотрим подробнее случаи свободного использования произведений в научных, учебных или культурных целях.
Согласно п.1 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
- цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
- использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко-и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
- воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
- воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
- воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
- воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.
Законодателем специально оговаривается случай, касающийся предоставления экземпляров произведений, правомерно введенных в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование библиотекой. В этом случае правообладателю и автору вознаграждение также не причитается. Наличие указанной оговорки с неизбежностью приводит к выводу о том, что иные физические и юридические лица, кроме собственно библиотек не вправе предоставлять другим лицам во временное безвозмездное пользование экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот.
Специальное ограничение установлено для случая предоставления библиотекой во временное безвозмездное пользование экземпляров произведений, выраженных в цифровой форме. Согласно п.2 ст. 1274 ГК РФ выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
Анализ приведенной нормы показывает, что выраженные в цифровой форме экземпляры произведений могут предоставляться во временное пользование библиотекой на возмездной основе только вне помещений библиотеки.
Кроме того, закон не запрещает возможность создавать копии произведений, выраженных в цифровой форме на бумажных носителях в помещениях библиотек, что также подтверждается совокупным анализом правил, закрепленных в ст. 1273 ГК РФ и в п.2 ст. 1275 ГК РФ.
Таким образом, ограничение, сформулированное законодателем в п.2 ст. 1274 ГК РФ не распространяется на случаи возмездного предоставления библиотеками выраженных в цифровой форме экземпляров произведений и случаи копирования указанных произведений на бумажные носители информации. Это открывает возможность использования оцифрованных произведений, например, в процессе реализации дистанционных образовательных технологий.
Следует подчеркнуть, что изготовление экземпляров произведений в электронной форме является юридически значимым действием, подпадающим под признаки воспроизведения произведения (подп. 1) п.2 ст. 1270 ГК РФ), являющегося одним из правомочий, составляющих содержание исключительного права.
Из этого следует, что автор произведения или иной правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам, в том числе библиотекам изготовление экземпляров своих произведений в электронной форме.
Между тем в практике правовой регламентации отношений, складывающихся в связи с изготовлением и предоставлением пользователям экземпляров произведений в электронной форме зарубежных стран, например в США, используются механизмы ограничения исключительного права на воспроизведение произведений в контексте их применения в процессе дистанционного обучения. Эти механизмы закреплены в специальном законодательстве и опираются на положение о добросовестном использовании произведений образовательными учреждениями без согласия правообладателя. Добросовестное использование позволяет тому, кто использовал произведение, охраняемое нормами законодательства об авторском праве оправдать такое использование руководствуясь общественно полезными целями. К таковым относятся как учебные цели, так и научно-исследовательские.
Примером специального закона, содержащего исключения в отношении ограничения авторских прав в рамках дистанционного образования является принятый в 2002 году в США Акт о гармонизации технологии, образования и авторского права (Technology, Education, and Copyright Harmonization Act). Основными положениями этого акта являются положения о расширении круга охватываемых исключениями произведений, о затрагиваемых исключениями правах, об образовательных учреждениях, на которые распространяется действие акта, об опосредованной преподавательской деятельности, о политике в области авторского права, о транзитном хранении, об эфемерных копиях и цифровых версиях.