Опубликован: 03.08.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1321 / 202 | Длительность: 44:47:00
Лекция 3:

Международные интеграционные объединения на региональных пространствах мира

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >

Важнейшей чертой современности стал рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов в регионах на макроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру и международному экономическому сотрудничеству. Происходящий процесс международной интеграции обусловлен всесторонним развитием и постоянным углублением международного разделения труда - от простого обмена товарами к устойчивой международной торговле товарами и услугами, к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств, к тесной производственной и научно-технической кооперации, следствием чего естественно является совместное ведение международного бизнеса и управление им на межгосударственном уровне.

Постепенно складываются и становятся особенно тесными региональные экономические связи, охватывающие десятки стран внутри региона. Международная экономическая интеграция (МЭИ) обрела практическое воплощение в ряде интеграционных объединений мира, которые определяют состояние и перспективы дальнейшего развития мировой экономики в целом и международного бизнеса в частности.

Понятие "интеграция" происходит от латинского слова integratio, т.е. восстановление, восполнение. Оно означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целом. Это понятие также означает процесс, ведущий к такому состоянию. Поэтому международную интеграцию можно определить как объективный, осознанный процесс, направленный к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств разных стран региона. Этот процесс обладает потенциалом саморегулирования и саморазвития, в основе которого лежат экономические интересы хозяйствующих субъектов, а также потребности стран в международном разделении труда.

Чем же отличается международная экономическая интеграция от других хозяйственных процессов? Интеграция - это прежде всего межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, а также формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. Это процесс, освобождающий движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы от национальных перегородок, ведущий к созданию единого внутреннего рынка, что обеспечивает рост производительности труда и повышение уровня жизни в странах данного интеграционного объединения.

Интеграционный процесс по своей природе объективен. Его главной целью является установление при активном содействии со стороны государств-участников устойчивых всесторонних торгово-экономических связей между национальными хозяйствами двух или более стран с аналогичным социально-экономическим строем. В ходе развития интеграционного процесса происходит взаимопроникновение, а в перспективе и сращивание в той или иной мере национальных процессов воспроизводства, сближение социальных и институциональных структур разных стран.

Наибольшей зрелости МЭИ достигла на экономическом пространстве европейского континента. Интеграционный процесс в Западной Европе после Второй мировой войны был инициирован политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих стран европейского региона.

3.1. Европейский союз и формирование общеевропейского экономического пространства

Исходной точкой создания Европейского союза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее межнациональное руководство. ФРГ поддержала предложение Франции и в 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Деятельность ЕОУС в 1952-1957 гг. была весьма успешной.

Новый импульс европейской интеграции был дан в 1957 г. с подписанием Римского договора, согласно которому были учреждены еще два объединения - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три сообщества: ЕОУС, ЕЭС и Евратом в единый экономический блок, который до 1992 г. назывался Европейским экономическим сообществом, а затем был переименован в Европейский союз.

В Европейском союзе с 1 января 1993 г. ликвидированы национальные механизмы контроля внутрирегиональных связей. Критерием международной хозяйственной деятельности на всей территории ЕС стала экономическая целесообразность, поэтому внутри территории ЕС понятия "экспорт - импорт" потеряли всякий смысл. Единственным сопроводительным документом при международной транспортировке груза остался товарный чек на его покупку.

За годы существования и развития ЕС создан также единый рынок финансовых услуг. В налоговой сфере постепенно, путем преодоления различных трудностей продолжается гармонизация налогов и систем налогообложения стран ЕС.

Важнейшей составной частью европейской экономической интеграции стала валютная интеграция стран ЕС. Объективной основой валютной интеграции послужили достижения в сфере формирования единого регионального хозяйственного комплекса. Формирование валютного союза в рамках ЕС и введение единой европейской валюты в безналичное обращение с января 1999 г. потребовало от стран ЕС и его органов управления как теоретического осмысления, так и практического решения проблем впервые в мире осуществляемой международной валютной интеграции.

Европейский союз создал следующие общие наднациональные или межгосударственные органы управления:

  • Совет министров - законодательный орган;
  • Комиссия Европейского союза - исполнительный орган, только он имеет право представлять на утверждение Совету министров проекты законов;
  • Суд Европейского союза - высший судебный орган.

В последнее время все большее значение стали приобретать еще два органа, которые не были предусмотрены в первоначальных договорах. Они создавались постепенно, в силу практической необходимости. Их права и функции были урегулированы в 1978 г. в Едином европейском акте. Их назначения следующие:

  • Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов;
  • Европейское политическое сотрудничество - комитет, в состав которого входят министры иностранных дел стран ЕС и один член Комиссии ЕС.

В своей работе Европейский совет и Комиссия ЕС находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках ЕС: Экономического и социального совета и Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.

Законодательство ЕС представлено следующими видами законодательных актов:

постановлениями - это наднациональные законы, которые приобретают законную силу во всех странах-членах, они выше национальных законов отдельно взятых стран - членов ЕС;

директивами - это законодательные акты, содержащие общие положения. Страны - члены ЕС должны конкретизировать их в специальных постановлениях.

Основой законодательства Европейского союза являются пять принципов:

  1. свободный торговый обмен (свободная торговля);
  2. свободное передвижение граждан стран-членов;
  3. свобода выбора места жительства;
  4. свобода предоставления услуг;
  5. свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).

Законодательные акты ЕС непосредственно заменяют национальные законы стран-членов в области внешнеторговой политики, аграрной политики, торгового и гражданского права, налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС). Право всех граждан стран - членов ЕС без каких-либо ограничений жить и работать в любой стране - члене ЕС также главенствует над национальными законодательствами. Страны - члены ЕС сознательно и добровольно отказались от своего суверенитета в достаточно крупном масштабе. Они отказались от самостоятельности во внешнеторговой политике, вывели в компетенцию ЕС весь комплекс торгового и гражданского права, регулирующий конкуренцию, а также деятельность картелей и монополий.

Для успешного развития экономической интеграции вглубь было необходимо разработать и постоянно осуществлять единую для всех стран - членов ЕС интеграционную политику по основным направлениям хозяйственного взаимодействия в таких сферах, как сельское хозяйство, промышленность, наука, торговля и внешнеэкономическая деятельность, финансы и кредитно-валютные отношения, регулирование конкуренции между западноевропейскими и транснациональными корпорациями, регулирование хозяйственных отношений между различными регионами стран ЕС, координация гуманитарной помощи и т.д.

Краткое содержание наиболее важных направлений общей интеграционной политики Европейского союза заключается в следующем.

Аграрная политика. Сельское хозяйство - одна из важнейших сфер политики ЕС. Преобладающая часть всех постановлений и директив касается сельскохозяйственных проблем, на этот сектор прямо или косвенно направляется 2/3 бюджета ЕС. Аграрная политика базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран ЕС. Однако Европейский союз, субсидируя и защищая свое менее рентабельное хозяйство, порождает острые конфликты с производителями и экспортерами сельскохозяйственной продукции в других странах Европы, не состоящих в ЕС, чем подрывает основы международного бизнеса в сельскохозяйственной сфере.

Промышленная политика. Промышленную политику можно определить, основываясь на экономической политике ЕС в целом, как совокупность взаимосвязанных решений руководящих органов ЕС, стремящихся при помощи различных инструментов развития бизнеса достичь количественных и качественных средне- или долгосрочных целей для промышленности Европейского союза в целом. Эффективность промышленной политики как таковой может быть обеспечена только при ее взаимодействии со всем комплексом мероприятий интеграционной политики ЕС, а ее цели должны быть подчинены и скоординированы с общими и локальными целями во всех других областях хозяйственной деятельности ЕС. Цель промышленной политики ЕС состоит в укреплении и обновлении промышленной базы европейских государств и изменении ее структуры для увеличения доли внутреннего потребления продукции передовых отраслей за счет собственного производства и повышения конкурентоспособности промышленных товаров стран ЕС на мировых рынках.

Относительные успехи промышленной политики за последние 10 лет объясняются тем, что система управления ЕС впитала и сумела применить на практике все лучшее из опыта, полученного в США, Японии и других странах. Такая политика позволила европейским корпорациям занять более прочные позиции в международном бизнесе.

Внешнеэкономическая политика является одним из важнейших инструментов воздействия на состояние и динамику развития европейской промышленности. Она основывается на разумном сочетании мероприятий, устраняющих препятствия для свободного международного обмена товарами, услугами и факторами производства, и мер по защите внутренних производителей ЕС.

В преамбуле Римского договора 1957 г. был сформулирован фундаментальный принцип организации внешнеэкономических отношений, основанный на "постепенном устранении ограничений внешнего обмена", что непосредственно следовало из соглашений, подписанных будущими участниками ЕС еще в 1947 г. ЕЭС уже в начале 70-х годов стал зоной наиболее мягкого таможенного режима. Однако, несмотря на столь ясно выраженное намерение либерализовать внешний обмен, Римский договор изначально содержал положения, которые в случае необходимости позволяют регулировать внешнеэкономические связи в интересах ЕС.

Внешнеторговая политика на нынешнем этапе предоставляет национальным правительствам стран ЕС следующие возможности:

  • вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
  • заключать договоры о так называемых добровольных ограничениях экспорта (прежде всего со странами, имеющими крайне низкие цены на продукцию текстильной промышленности и электронной промышленности);
  • использовать по соглашению импортные квоты на торговлю текстильными волокнами;
  • сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями Великобритании.

Эти меры помогают странам ЕС обеспечить своим экспортерам и импортерам предпочтительные позиции в международном бизнесе.

Политика регулирования конкуренции. Регулирование конкуренции стало одним из важнейших направлений интеграционной политики ЕС. Официально цель этой политики заключается не только в устранении препятствий, стоящих на пути обмена между странами-членами, но и в стимулировании оптимального распределения ресурсов и создании более конкурентоспособных структур, что позволяет ЕС повышать общую конкурентоспособность, преодолевать экономические трудности и не допускать роста структурной безработицы в странах Евросоюза.

На современном этапе конкурентная политика ЕС призвана решить две главные задачи:

  1. не допускать увеличения государственной помощи компаниям в различной форме (в идеале она должна быть сведена к нулю);
  2. контролировать структурную концентрацию компаний, которая может привести к формированию монополий и олигополий, искажающих условия конкуренции и злоупотребляющих своим господствующим положением.

Основное назначение конкурентной политики ЕС состоит в том, чтобы устранять государственные и частные барьеры на пути развития открытой и свободной конкуренции, что крайне важно для стимулирования межстранового экономического сотрудничества в интересах международного бизнеса. До настоящего времени конкурентная политика ЕС сводилась в основном к борьбе со злоупотреблениями со стороны компаний своими господствующими позициями на рынке, хотя само понятие "господствующая позиция" ни в Римском договоре, ни в других документах ЕС четко не определено. Это создает серьезные трудности в проведении политики конкуренции, которая, по сути, направлена против следствия, а не на причины злоупотребления.

Валютная политика. При создании ЕЭС было выражено желание прийти к единой валютной политике. Однако конкретных шагов в этом направлении на первых порах не было сделано. К тому же единая валютная политика обусловливает проведение в жизнь и единой экономической политики, на что страны-члены на первых этапах становления ЕЭС не могли решиться. Первым шагом на пути создания европейской валютной системы было введение в 1971 г. европейской расчетной единицы - экю. С того времени экю использовалась как расчетная единица для определения бюджета ЕС и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Она котировалась также на европейских биржах. На смену экю пришла в 1999 г. новая валютная единица объединенной Европы - евро. В связи с этим был создан Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте-на-Майне (ФРГ).

Валютная и налоговая политика - это ключевые звенья суверенитета каждой страны, поэтому именно здесь хорошо видно противоречие между стремлением к объединению Европы и желанием отдельных стран сохранить по возможности собственный суверенитет (например, Великобритания, Дания и Швеция воздержались от перехода на евро). Переход 12 стран ЕС на евро существенно облегчил ведение международного бизнеса как внутри ЕС, так и за его пределами.

Региональная политика. В процессе западноевропейской интеграции в 90-е годы неуклонно возрастала роль региональной политики. Сейчас речь идет о создании принципиально нового образования - "Европы регионов", постепенно подвигающейся к федеративному типу надгосударственного устройства. В Европейском союзе на региональном уровне все больший размах приобретает экономическое сотрудничество в самых разных областях. Все без исключения регионы стремятся повысить свои шансы и привлекательность для инвесторов. Бурными темпами развивается сотрудничество между приграничными регионами стран ЕС.

Строительство "Европы регионов" сталкивается с рядом препятствий. Некоторые трудности очевидны уже сейчас. По мере совершенствования единого внутреннего рынка ЕС из-за резкого усиления конкуренции региональные диспропорции будут иметь тенденцию к обострению. Преимущества экономической интеграции помогают в первую очередь передовым, процветающим регионам. Единый внутренний рынок может породить новые виды экономической периферии.

Жертвами единого внутреннего рынка могут быть слабоконкурентоспособные регионы. Отдельные же регионы, наоборот, могут получить новые возможности для ускорения своего развития в более открытой экономике ЕС при более либеральном еврорежиме. Другие регионы, напротив, могут понести сильные потери с утратой различного рода барьеров.

Расширение Европейского союза на Восток. 1 мая 2004 г. Европейский союз вступил в качественно новый этап своего развития. Численность его членов расширилась за счет государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Южной Европы и Балтии с 15 до 25. Учитывая сопутствующие геополитические факторы, такое событие можно сравнить по значимости с созданием самого Общего рынка более 40 лет назад.

Евросоюз с 1957 по 2004 г. прошел пять этапов расширения (табл. 3.1). Новое качество пятого этапа определяется прежде всего тем, что в ЕС вступили страны, еще 10 лет назад строившие социалистическое общество в условиях планово-административных экономических систем с подавляющей долей государственной и общественной собственности на основные экономические ресурсы. Новое качество этого этапа определяется также и тем, что ряд стран (Эстония, Латвия и Литва) входил в состав бывшего СССР и непосредственно взаимодействовал в хозяйственной сфере с Россией, близлежащей территориально и обеспечивающей их финансовую, научную и материально-техническую поддержку.

Таблица 3.1. Пять расширений Европейского союза:соотношение основных показателей членов ЕС и стран-кандидатов
Показатель Население, млн чел. Площадь, тыс. км2 ВВП, млрд дол. ВВП на душу
по ОВК по ППС по ОВК по ППС
Первое расширение - 1973 г. (Великобритания, Дания, Ирландия)
Кандидаты 64,3 358,2 217 267,9 3374 4166
Страны ЕС 209,4 1279,8 885,5 854,3 4229 4081
Кандидаты по отношению к странам ЕС, % 30,7 28 24,5 31,4 79,8 102,1
Второе расширение - 1981 г. (Греция)
Кандидаты 9,7 131,9 44,5 55 4575 5653
Страны ЕС 278,5 1638 2528 2521,3 9078 9054
Кандидаты по отношению к странам ЕС, % 3,5 8,1 1,8 2,2 50,4 62,4
Третье расширение - 1986 г. (Испания, Португалия)
Кандидаты 48,5 597,1 275 403,2 5667 8308
Страны ЕС 290 1769,9 3257,3 3497,4 11232 12060
Кандидаты по отношению к странам ЕС, % 16,7 33,7 8,4 11,5 50,5 68,9
Четвертое расширение - 1995 г. (Австрия, Финляндия, Швеция)
Кандидаты 22 870,9 605,1 443,7 27521 20160
Страны ЕС 350 2367,1 8000,1 6780,5 22856 19372
Кандидаты по отношению к странам ЕС, % 6,3 36,8 7,6 6,5 120,4 104,2
Пятое расширение - 2004 г. (страны Центральной и Восточной Европы, Мальта и Кипр)
Кандидаты 104,6 1076,9 365,1 903,8 3490 8638
Страны ЕС 375,3 3237,9 8509,5 8371 22672 22303
Кандидаты по отношению к странам ЕС, % 27,9 33,3 4,3 10,8 15,4 38,7

Источник: IMF Economic Outlook, 2000. May. P. 149.

Расширение ЕС на Восток будет также иметь позитивные и негативные последствия для России в ближайшей и долгосрочной перспективе. Среди позитивных последствий можно ожидать ускоренное расширение торгово-экономических связей с ЕС в его новом формате - 25. Расширенный рынок ЕС может предоставить России возможность продвигать на него не только товары сырьевого и топливно-энергетического комплекса, но и машиностроительную продукцию.

К числу негативных последствий следует отнести следующие. Вступление в ЕС стран Центральной и Восточной Европы и Балтии несомненно вызовет существенную переориентацию их внешнеэкономической деятельности на Запад. Западноевропейских инвесторов будет привлекать возможность инвестирования своих капиталов больше в экономику стран - новых членов ЕС, а не в экономику России. Как следствие, Россия может оказаться перед фактом снижения деловой активности по отношению к ней со стороны новых и прежних членов ЕС, поэтому международный бизнес России со странами ЕС может попасть в трудно предсказуемую ситуацию.

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >
Андрей Кудырский
Андрей Кудырский

Чтоб сдать данный тест, пришлось рыскать по всему учебнику, вплоть до 33-ей лекции. Хотелось бы, чтобы при прохождении теста проверялось то, что было изучено непосредственно в теме..