Проблемные семьи
6.1. Неполная семья: психологические проблемы
Неполная семья - это семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака. В демографии неполная семья - это семья с ребенком (или несколькими детьми), в которой нет супружеской пары, либо эта пара есть, но супруги не являются родителями детей (ребенка). Часто синонимом неполной семьи считается семья с одним родителем. Отсюда наименование - монородительская семья. Число неполных семей неуклонно растет - так говорит статистика. В таких семьях решение всех бытовых и материальных проблем, а также ответственность за ребенка целиком ложится на женские плечи.
Семья, в которой ребенка воспитывает один родитель, стала столь обыденным явлением, что сегодня психологи и социологи стараются избегать обидного термина "неполная", заменяя его политкорректным "нетрадиционная" или "нестандартная".
Известно, что термин "монородительские семьи" произошел он английского one parent family. Он был введен в научный оборот во Франции в 1980-е гг. социологами-феминистками. Они надеялись, что подобное понятие поставит семьи, во главе которых зачастую оказываются женщины, в одну категорию с обычными семьями. Вначале феминистки заявили, будто эти семьи такие же нормальные, как и все другие. Но затем пошли дальше, назвав их даже "более современными" и продвинутыми.
Сегодня матери, воспитывающие детей без отца, стали своего рода общественной нормой. Возможно, вследствие новизны термин "матери-одиночки" неоднозначно воспринимается в разных странах. Например, в Великобритании, так же как и в нашей стране, его применяют к той категории женщин, которые никогда не были замужем, родили ребенка и в одиночку его воспитывают. Вместе с тем наряду с понятием "одинокая мать", которое включает в себя женщин, не выходивших замуж и в одиночку воспитывающих ребенка, в некоторых странах существует также понятие "одинокое материнство", к которому относят женщин разведенных, овдовевших или просто живущих порознь со своими партнерами.
Знаете ли вы, что…
Впервые юридический термин "одинокая мать" появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. о материальной помощи многодетным и одиноким матерям. Из него следовало, что одинокая мать - это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая "внебрачных" детей.
В СССР быть матерью-одиночкой в общественном мнении считалось неприличным, хотя печать создавала позитивный образ матери-героини, в одиночку поднимающей несколько детей и преодолевающей не только бытовые неурядицы, но и совершающей трудовые подвиги. В обыденном представлении неполная семья с матерью-кормильцем по старинке считается неполноценной семьей. Истоки подобных представлений коренятся в традиционном обществе, где совершенно справедливо осуждались те, кто: а) никогда не вступал в брак или б) кого бросил муж и ушел к другой женщине.
Есть и такие неполные семьи, где дети проживают вообще без обоих родителей - у дедушек, бабушек и других родственников. Как правило, последняя ситуация еще более неблагоприятна для детей, чем первая. Она связана с полным распадом прежней родительской полной семьи (смерть обоих родителей, их развод, а затем смерть матери) либо лишением одинокого родителя родительских прав, либо с тем, что одинокие матери или отцы сами не хотят воспитывать своих детей и передают их на воспитание своим родителям.
Поразительна такая закономерность. В традиционном обществе численность многодетных семей возрастала, а неполных - сокращалась. В современном обществе все наоборот: в то время как число многодетных семей в составе населения сокращается, количество неполных семей, напротив, возрастает. Хотя, говорят, мы стали жить лучше.
Число женщин, вынужденных растить детей в одиночку, увеличивается во всем мире. Источником их пополнения выступают разводы, вдовство (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость, а кроме того, юридически неоформленное раздельное проживание супругов, усыновление ребенка одиноким родителем, опекой или попечительством в случае смерти родителей, а также в случаях, когда родители бросают детей, лишаются родительских прав.
В США количество матерей-одиночек с 1970 по 2000 г. увеличилось с 3 млн до 10 млн и составляет 25% от всех семей. Во Франции за этот период оно возросло на 50%, в Германии за 20 лет оно удвоилось. Сегодня во Франции около 1 млн монородительских семей, или 5% общего числа семей. В Бельгии число неполных семей в конце 1990-х гг. равнялось Японии - 17%, в Греции - 3,3%, Ирландии - 7,9%, Британии - 25%, Австралии - 7,6%.
По данным переписи 1979 г. детей, которые жили в семьях без одного и даже без обоих родителей, в России было 5,0 млн (14,2% общего числа детей до 18 лет, живущих в семьях). К 1989 г. их число увеличилось до 5,3 млн, но доля общего числа несовершеннолетних детей в семьях, напротив, даже немного понизилась и составила 13,8%. Перепись 2002 г. показала, что в неполных и прочих семьях воспитывается уже 7,1 млн детей, а их доля общего числа детей в семьях возросла до 23,3%. Этот результат близок к американскому.
Хотя высокая доля детей, которые воспитываются в семьях без одного или обоих родителей, характерна для России в целом и составляет 23%, особую тревогу вызывают те регионы, где она превышает 25%. Таких регионов оказалось тоже 32. Самая высокая доля детей, получающих воспитание в семьях без одного или обоих родителей, в Москве (34%), затем идут Санкт-Петербург и Чукотский автономный округ (по 33%). Самые низкие показатели имеют место в Чечне и Дагестане (13%).
Из 23,3% семей-одиночек в целом по России 12,4% детей приходится на неполные нуклеарные семьи, в том числе 11,4% детей воспитываются только матерями и 1% - только отцами. 8,6% детей получают воспитание в неполных расширенных семьях, где помимо одинокой матери или отца есть также бабушка или дедушка (но не оба они вместе) и (или) другие родственники. Это в какой-то степени смягчает проблему отсутствия в семье одного из родителей. С другой стороны, 2,2% детей живут в семьях, где вообще нет ни отца, ни матери.
Хотя в советское время доля детей, которые воспитывались в семьях без одного или обоих родителей, была весьма значительной, но она, по крайней мере, не увеличивалась. То обстоятельство, что в период между переписями 1989 и 2002 гг. эта доля возросла в 1,7 раза, свидетельствует как о значительном снижении воспитательного потенциала семей в эти годы, так и о том, что это снижение нельзя считать только простым продолжением тенденций советского времени. Кризис семьи в России на рубеже XX и XXI вв. связан с общим кризисом российского общества, который негативно повлиял и на воспитательный потенциал семей.
Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей, растет за счет всех факторов формирования неполных семей. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин, - это ведет к вдовству и сиротству. Тот факт, что более 75% детей воспитываются в полных семьях, не должен создавать иллюзию, что все они получают нормальное воспитание. Немалую часть из этих семей составляют сводные семьи. При переписи женщин спрашивают, сколько детей ими рождено, но не уточняют, в каком именно браке рождены дети. Ориентировочно можно считать, что сводных семей не менее 10%.
Что делает монородительскую семью проблемной? На одиночек выпадает психологический стресс из-за необходимости совмещать ролевые обязанности матери и отца. Одиночки обычно имеют ниже образовательный, профессиональный и здоровья статус, чем в полных семьях. Даже полная занятость не решает всех финансовых проблем, ибо они добавляют трудностей в распределение времени между работой и семьей. С точки зрения психологического самочувствия длительное монородительство - хронический источник стрессов и нездоровья.
По сведениям главного подросткового психиатра и психотерапевта г. Москвы профессора Б.З. Драбкина, проводившего анализ нервно-психической патологии у детей и подростков в 1993 г., процент неполных семей встречается в 48% случаев, что в несколько раз превышает здоровую популяцию.
Девушки, доброе утро! Хотя рабочее утро добрым не бывает. Вот, рассказываю последний пример. Свеженький. Все выходные у нас были дожди. Я все идеально поубирала, постирала, купила йогуртиков и завалилась смотреть телек. И тут ОН! С кактусом в руках, типа, в гости. С порога - что-то я есть хочу. Я не настроена была мчаться в магазин, таранить миллион продуктов и потом - к станку. Так что он пошел сам. Принес. Выхожу на кухню, включаю свет - бац - перегорела лампочка. Я ему - поменяй, пожалуйста. Он берет табуретку, и - мало того, что он с нее свалился, он вырвал с мясом кусок штукатурки с абажуром. Короче, завалился с люстрой. Срам на кухне, и я при свечах жарю картошку и битки. Потом он включил телек - и стал смотреть какую-то муру. Потом в душ - заляпал всю ванну водой и мылом, потом 2 часа болтал по мобильнику.
Ребенку, выросшему в неполной семье, трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Отношения в полной семье строятся таким образом, что там всегда есть кому наказать за ошибку и в то же время есть кому утешить наказанного ребенка. Проблема неполной семьи в том, что в ней ребенок часто встречается лишь с одной ролью родителя - либо только карающей, либо только поощряющей. Поскольку дети в неполной семье не могут наблюдать отношений между мужчиной и женщиной, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений. В будущем для них более проблематично будет строить собственные отношения.
Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечет за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. На примере авторитетного отца - образца для подражания - мальчики формируют мужскую самоидентификацию. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины.
В отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца - в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искаженным - обедненным или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощенности в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.
Вследствие отсутствия одного из родителей оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Исследования показывают: у детей из неполных семей, в отличие от детей из полных семей, несколько более выражены такие качества, как возбудимость, покорность, мягкосердечность, чувствительность, подавленность, тревожность, они менее беспечны. Частенько они демонстрируют большую неудовлетворенность семейной ситуацией. Сами себя они считают менее смелыми, радостными, спокойными.
Важная проблема, с которой сталкиваются матери-одиночки, - недостаток времени, отсутствие личностного роста. Отдавая все время дому и ребенку, имея огромную физическую, психологическую и моральную нагрузку, женщина мало обращает внимания на себя, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг ее интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. У неполной семьи подчас более узкий круг друзей и знакомых, и в этом случае дети могут чувствовать себя неуверенно в присутствии чужих людей.
На протяжении многих десятилетий неполная семья служила источником социального неблагополучия. Речь идет о преступности среди несовершеннолетних, расстройстве характера или личности в целом, дурной психологической наследственности. Вместе с тем по данным МВД России за 1999 г., лишь 41,5% общего числа несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в центрах временной изоляции, и 38,3% среди состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних - это дети из неполных семей.
Доля подростков-преступников из формально полных семей в 1970-1980-е гг. составляла две трети, а неблагополучные семьи давали только 30-40% преступности подростковой возрастной группы.
Поскольку в семьях с одним из родителей присмотр за детьми, вероятно, ослаблен, у них появляется больше возможностей вести себя аморально. Может сказываться и недостаточность родительского воспитания. Как говорит Министерство здравоохранения и социальных служб США, "девочки, которые живут без отца, беременеют в два с половиной раза чаще". В ходе одного из исследований было установлено, что из 52 000 случаев надругательства над детьми 72% произошли с детьми, живущими без кого-то из родных родителей или вообще без родных родителей.
Для детей, которых воспитывает только один родитель, вероятность возникновения проблем с психикой и даже суицида вдвое выше по сравнению с их сверстниками, которые растут в благополучных семьях с отцом и матерью. При этом мальчики находятся в большей опасности. К такому выводу пришли шведские исследователи из Национального совета по здравоохранению и благосостоянию, сравнив медицинские отчеты 65 тыс. детей из неполных семей с такими же данными о 920 тыс. детей, живущих с обоими родителями.
Ученые отмечают снижение познавательных установок у детей после развода, низкую успеваемость и слабую выраженность стремления к достижениям. На эмпирических данных доказано, что дети, растущие в неполных семьях, получают более низкое образование и потому имеют впоследствии более низкий уровень доходов. Исследование Шейлы Крейн и Андреа Беллера (1988) показало, что чем дольше дети живут с одним из родителей, тем меньше лет они проводят в школе. Средний уровень образования матерей неполных семей, а следовательно, и их квалификация ниже, чем у матерей полных семей.
Письмо в редакцию
Вы хотите узнать, что такое неполная семья, - слушайте. Это когда твоей матери приходится пахать, как... Это когда отец в лучшем случае поздравляет тебя на день рождения - в моем случае он молчит. Потому что говорить не может. Потому что его нет. Это когда в тупых детских анкетах (может, помните такие?) в графе отец стоит жирный прочерк. Это когда ненавидишь свое отчество. Это когда ты не знаешь, что значит поднятая крышка унитаза. Это когда ты боишься за свою мать как сумасшедшая, потому что она твой последний любящий человек.
Медико-биологические исследования показали, что у детей без отцов чаще бывают задержки развития речи. Выявлено, что такие дети более неустойчивы психически и более упрямы, по словам матерей, требуют больше внимания. Они плохо засыпают, и их часто мучат кошмары. Стоит отметить, что каждый четвертый из таких детей к четырем годам спит в постели с матерью и каждый третий - в ее комнате (у семейных пар - каждый десятый).
Однако есть и другие данные. Хотя на долю неполной семьи выпадает больше испытаний, исследования детей из трех типов семей - полной благополучной, полной конфликтной и неполной - обнаружили, что по большинству показателей (интеллект, эмоциональная устойчивость, когнитивные процессы) дети из неполных семей чаще отличаются большими успехами, чем их сверстники из полных, но конфликтных семей, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.
Неполная семья - это институт первичной социализации без одного из важнейших его агентов. Если в семье есть и мать, и отец, это не факт, что ребенок растет и развивается в благополучной среде. Мать-одиночка, как правило, больше занята работой, чем мать из полной семьи, и естественно, что ребенку достается меньше заботы и внимания.
Обычно одинокие матери отдают своего ребенка в ясли раньше, чем из обычных семей, и они проводят там гораздо больше времени, оставаясь на продленке и проходя социализацию в первичном коллективе большее время, чем в семье. В результате ребенок, воспитывающийся одной матерью, как правило, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье.
Все это не означает, что неполная семья обязательно является неблагополучной. Выявлено лишь то, что в неполных семьях вероятность возникновения проблем больше, чем в полных. Но все зависит от конкретной семьи и конкретных людей. Часто в полных, но конфликтных семьях детям приходится хуже, чем в монородительских.