Обучение и подготовка кадров
2.1. Обучение социальных работников за рубежом
Обучение работников социальных служб отражает специфику национальных систем образования, которые в разных странах могут сильно отличаться друг от друга. Нет единого, универсального образца в деле обучения социальных работников. Даже в пределах одной и той же страны различные модели обучения мирно уживаются между собой. Условно их можно подразделить на университетские и неуниверситетские.
Образование по социальной работе может быть одним-единственным, а может быть вторым, дополнительным к раннее полученному высшему образованию. Совмещение разнопрофильных образований сегодня широко распространено и приносит пользу социальной работе. Сама она все более специализируется, в ней возникают новые и все более узкие направления. Она вторгается в соседние области знания и ищет с ними кооперации. Последняя тенденция - объединение усилий факультетов социальной работы и юриспруденции, архитектуры, менеджмента, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, медицины и др.
Многие страны не имеют официально утвержденных программ образования в области базового уровня социальной защиты. Вместо них существуют непродолжительные курсы. Что касается более высокого уровня образования в области социальной работы - обучение ведется либо на политехническом (начальном академическом), либо университетском уровне. Кроме того, университетское образование не всегда ведется на уровне степени магистра, а лишь на уровне получения диплома. Например, в Великобритании университетское образование в области социальной работы состоит из двухгодичного курса. В странах Центральной Европы наиболее распространен политехнический уровень, при этом социальные педагоги являются самым массовым отрядом социальных работников. В США существует два уровня образования в области социальной работы: степень бакалавра и степень магистра.
Так, в Японии существует достаточно широкий выбор программ: 2 года обучения в местном колледже, 4 года студенческих занятий в колледже или университете (самый распространенный вариант) и 2 года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Двa университета предлагают докторантуру. В Индонезии, которая унаследовала голландскую модель неуниверситетских школ социальной работы, предусматриваются самые различные уровни обучения - от курсов среднего образования до университетских и неуниверситетских программ для студентов.
До недавнего времени школы социальной работы в континентальной Европе действовали как частные учебные заведения под опекой правительственных, религиозных, светских, политических организаций. Это и сегодня наиболее распространенная модель в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Греции, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии и Швейцарии. Хотя школы социальной работы существуют здесь в рамках систем высшего образования и зачастую предъявляют те же требования к приему, что и университеты, их нельзя равнять с университетами. Программы обучения продолжительностью обычно в 3-4 года рассматриваются как техническая или специализированная профессиональная подготовка. Выпускник получает диплом или степень социального работника.
В школах социальной работы Германии предполагаются три типа учебных программ, в частности социальная работа, социальная педагогика и учебная программа, объединяющая элементы и той и другой. Теоретическое обучение в школах длится 3 года, затем по меньшей мере 1 год продолжается практика. И лишь после успешного прохождения обеих фаз подготовки (двухфазное обучение) студенты получают государственный сертификат. Немецкая подготовка в области социальной педагогики и социальной работы проходит на трех образовательных уровнях разной продолжительности: воспитателей (детских садов, групп продленного дня, детских домов, работников по уходу за детьми), осуществляемая в средних профессиональных заведениях (школы); социальных педагогов в высших профессиональных учебных заведениях; дипломированных педагогов, осуществляемая в педагогических институтах.
Учебные программы включают в себя изучение шести базовых предметов: теории и практики социальной службы, структуры институтов социальной работы, социальной экономики, социальной среды, отношений между людьми и здоровья, гигиены и медико-социальной защиты населения. По завершении курса немецкие студенты сдают экзамены на получение государственного диплома. Они подразумевают письменный тест, устный доклад по социальной проблеме, выбранной во время практики, краткое изложение и защиту письменного сообщения. По окончании студенты получают диплом ассистента социальной службы. Кроме того, в семи университетах страны выдается второй диплом социального работника, который соответствует диплому аспиранта.
Социальные работники и социальные педагоги, являясь представителями государственных социальных институтов, общественных неправительственных организаций и объединений, действуют в интересах человека, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией.
Для Германии характерен довольно низкий академический статус социальной педагогики и социальной работы: преподавание этих дисциплин ведется только на институтском уровне, но не на университетском. Это отражается и в области защиты диссертаций и университетских исследований, а также в теоретическом осмыслении социальной работы и социальной педагогики, осуществляемых на междисциплинарном уровне.
Во Франции существует более полутора сотен школ социальной работы, большинство из которых содержится частным образом. В них обучается от 15 тыс. до 30 тыс. человек. Для женщин-домработниц период профессионального обучения длится 8 месяцев. Для дошкольных социальных педагогов и персонала детского сада - 2 года. А для помощников социальной службы, семейных консультантов, социальных аниматоров и специальных экспертов обучение - 3 года. В некоторых из них предметы ведут университетские профессора, а в большинстве других преподаватели совмещают обучение со своей практической деятельностью в сфере консультирования или терапии.
В Англии обучение ведется в университетах, политехникумах, колледжах с продвинутым образованием. Современные программы предусматривают 4-годичные курсы на звание бакалавра, 1-годичную аспирантуру, 2-годичные курсы для выпускников, 2-годичные курсы для не закончивших полный курс университета и для них же 3-годичные курсы. Выпускники подобных курсов получают квалификационные степени, дипломы и сертификаты.
Студенческие группы небольшие - от 4 до 10 человек. Упор сделан на самостоятельность и индивидуальное обучение. Другая черта - широкое использование экспериментальных методов усвоения учебного материала и аудиовизуальных средств.
Особую роль при подготовке специалистов в Великобритании отводят практической деятельности. С этой целью даже наставники в учебных заведениях должны быть высококвалифицированными и опытными социальными работниками.
Британской особенностью считается жесткий отбор кандидатов. Если в США абитуриент проходит собеседование и тестирование, в ходе которого проверяются базовые знания будущего студента, то цель английской системы отбора - проверить не только академические знания кандидата, но и его личностную пригодность для социальной деятельности. Он должен заполнить развернутое заявление с кратким мини-сочинением на тему "Почему я хочу стать социальным работником". На втором этапе он проходит интенсивное собеседование с местным социальным работником. Несмотря на столь жесткую процедуру, конкурс на данную специальность не снижается.
В Швеции действует 6 учебных заведений и несколько кафедр, занимающихся подготовкой социальных работников и социальных педагогов. Чтобы получить начальную подготовку в области социальной работы или социальной педагогики, необходимо пройти обучение в течение трех с половиной лет, затем предполагается практическая деятельность продолжительностью от четырех до десяти лет.
На первом году обучения в Гетеборгском университете студент знакомится с основами психологии, социальной политики, социологии, экономики, права и некоторых других наук. После этого предполагается учебная практика, руководство которой осуществляет профессиональный социальный работник. В случае успешного прохождения практики студент возвращается за студенческую парту. На втором курсе наряду с дальнейшим изучением вышеназванных дисциплин изучаются специфические аспекты социальной работы, а именно: социально-психологические стороны работы с клиентом (индивид, семья, социальная группа) и структурная проблематика (жилье, общественная деятельность, общество в целом). Особое внимание на этом году обучения уделяется работе по месту жительства.
После прохождения обязательных учебных курсов студенту предлагается на выбор восемь тем, из которых он должен выбрать две. После чего наступает очередь второй учебной практики, предъявляющей более высокие требования. Затем идет специализация, а в конце - защита курсовой. В завершение всего выпускнику выдается диплом бакалавра. Отличительная черта шведской модели - ведущая роль практики по сравнению с теорией: сначала студенты проходят учебную практику и лишь затем теоретически осмысливают специфику деятельности социального работника или социального педагога.
В Финляндии структура образования включает в себя три уровня. На базовом, профессионально-техническом уровне действуют общие трехлетние программы подготовки социальных работников как для сферы здравоохранения, так и для сферы социального обеспечения.
Второй уровень является эквивалентом программы подготовки сестер. Обучение происходит в так называемых политехнических колледжах. На этом уровне готовят социальных педагогов, которые работают в детских учреждениях, детских садах, а также в различных областях детской благотворительности. Некоторые из ее выпускников работают в различных службах помощи престарелым или в организациях по работе с инвалидами, умственно отсталыми или умственно больными людьми. Некоторые работники, получившие образование этого уровня, получили работу в добровольных организациях или общественных службах городских территорий.
Социальный работник и социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несут личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.
Третий, университетский, уровень образования - в области подготовки социальных работников для муниципальных служб социального обеспечения, для социально-медицинской работы, социальной работы в школах, для работы в центрах семьи и детства, а также других областей, где социальная работа требует хорошей теоретической подготовки, знаний методов работы с социальными проблемами, навыков планирования и развития, а также способности использовать результаты исследований на практике.
В Финляндии число социальных работников с университетским или более низким академическим образованием составляет около 3500-4000 человек, в то время как число работников по оказанию ухода на дому с профессиональным образованием базового уровня превышает 10 000 человек. Социальные работники с университетским образованием в основном работают при муниципалитетах в службах социального обеспечения, а также в различных социальных учреждениях, больницах и медицинских учреждениях (около 1000 человек), школах, клиниках семейного и детского консультирования, клиниках по лечению алкогольной зависимости, а также в различного рода добровольных организациях. Согласно результатам последних исследований многие социальные работники в муниципалитетах не имеют профессионального образования, несмотря на то что в Финляндии существуют установленные законом квалификационные требования к социальным работникам. Значительная часть их работы заключается в консультировании.
В Мексике более 100 школ социальной работы, но лишь 20 дают квалификацию "лиценсиадо" после 4-5 лет университетского обучения. Большинство программ предусматривает трехгодичную чисто техническую подготовку в школах неуниверситетского типа после получения среднего образования. По окончании присваивается квалификация, которую можно перевести как "технический работник".
В Америке сложилась тройная система непрерывного образования, включающая очное и заочное обучение, университетские и неуниверситетские курсы повышения квалификации для работников всех степеней и уровней, самообразование, консультации, мастерские, конференции и симпозиумы.
В США (в частности, в Бостонском, Калифорнийском и Колумбийском университетах) подготовка социальных работников осуществляется на трех уровнях - бакалавриат, магистратура и докторантура. Степень бакалавра - первая профессиональная ступень. Она присваивается после 4 лет обучения и включает обучение по шести базовым областям знаний: поведение человека в социуме, социальная политика, теория и практика социальной работы, ценности и этика, исследовательская работа и практика.
Чтобы стать магистром, необходимо, естественно, обладать степенью бакалавра, а также опытом практической работы в социальной сфере. Магистратура предполагает обучение в течение 2 лет. Особое внимание в этот период обучения уделяется специализированным предметам: социальной политике, социальной экономике, социальному праву, социальной психологии, геронтологии и методам социальной работы.
Получение докторской степени предполагает развитие научно-исследовательских навыков, а также получение глубоких теоретических знаний. В докторантуре обучение длится 2 года и завершается написанием и защитой докторской диссертации. Докторантская подготовка требуется для преподавания административной и научно-исследовательской деятельности.
К тому же по различным специализациям существуют "продвинутые" курсы и курсы для продолжения образования по программам для тех, кто уже имеет степень магистра. В этом случае успешно закончившие курсы получают свидетельство. Кроме того, в местных колледжах действуют двухгодичные программы подготовки работников технического (вспомогательного) персонала.
Обучение предполагает разнообразные занятия в аудитории и практику в социальной службе под наблюдением преподавателей. Образование не считается законченным даже при получении ученой степени. После окончания вуза требуются глубокая практика и обучение на дополнительных специализированных курсах.
Хотя необходимость профессиональной подготовки и официальных документов, удостоверяющих наличие знаний, признана всеми, большинство из тех, кто в 1980-е гг. оказывал социальные услуги населению, не являлись социальными работниками в строгом смысле. Они не обучались в профессиональной школе и не входили в НАСР. Это специалисты начальных уровней. Их готовили к оказанию непосредственных услуг индивидам, семьям и группам. Специалисты продвинутого уровня оказывают услуги в опосредованной форме. Это могла быть административная деятельность, исследовательская работа и разработка социальной политики. Таким образом, специалист продвинутого уровня должен обладать как глубиной, так и широтой мышления, а не узкотехническими навыками и умениями.
Теоретически каждому уровню соответствуют определенные обязанности, усложняющиеся по мере продвижения по служебной лестнице. На практике же границы квалификации нечеткие. Известны случаи, когда и без профессионального образования делали прекрасную карьеру и даже руководили целыми агентствами. Тем не менее большинство контролирующих и административных должностей требуют степени магистра социальной работы. Она нужна и для большинства должностей по психотерапии.
Ныне, чтобы быть социальным работником, необходимо получить соответствующую степень в колледже или университете, которые имеют аккредитацию Образовательного совета по социальной работе (Council on Social Work Education - CSWE). Низшая, студенческая степень - бакалавр социальной работы (Bachelor of Social Work - BSW). Высших, ученых степени две - магистр (Master of Social Work - MSW) и доктор социальной работы (Doctorate in Social Work - DSW, или PhD). Степень бакалавра нужна для ведения общедоступных работ и начальной практики, магистра - для углубленной деятельности и клинической практики. Звание магистра необходимо для занятия терапией. Степень доктора обязательна для преподавательской работы в университете и проведения научных исследований.
В 2004 г. Образовательный совет по социальной работе США аккредитовал 442 программы бакалавра и 168 программ магистра. Группа совершенствования докторантского образования (Group for the Advancement of Doctoral Education - GADE) назвала 80 докторских программ в социальной работе (DSW, или Ph.D.). Освоение программы бакалавра предполагало 400 часов полевой работы (производственной практики) в социальных службах.
На уровне магистра, на освоение программы которого уходит еще два года, требовалось уже 900 часов практики (internship - работы с клиентом лицом к лицу). Эта программа не требует предварительно иметь степень бакалавра, но она предполагает, что ее соискатель прошел подготовку по психологии, социологии, биологии, экономике, политологии и социальной работе. Помимо присуждения формальных дипломов, степеней и аттестатов, социальные работники проходят тестирование на человеческие качества. От них требуются такие качества, как объективность, эмоциональная зрелость, чувствительность к чужым проблемам, ответственность за свои поступки.
Кроме них, существует множество курсов повышения квалификации для работников всех степеней и уровней. Сформировалась постоянно действующая, или непрерывная, система образования. Надобность в ней существует потому, что наука выбрасывает на рынок все новые и новые идеи, мoдeли, технологии, лекарства, аппаратуру, информацию. Непрерывное обучение включает в себя университетские курсы после получения степени, программы подготовки штатных сотрудников и повышения квалификации на курсах по месту работы, самообразование, консультации сотрудников с одинаковым уровнем подготовки, контроль. Программы непрерывного обучения реализуются, как правило, при помощи краткосрочных курсов, мастер-классов, а также на симпозиумах или конференциях. Подготовка по месту работы, которая включает в себя ориентационный курс, курсы усовершенствования и переподготовки, предлагает обсуждение, рекомендации и официальную подготовку, направленную на то, чтобы персонал был способен квалифицированно решать как уже известные, так и новые задачи.
Высшему образованию сегодня угрожают снижение числа бакалавров и магистров, уменьшение приема новых членов, занижение стандартов при наборе, бюджетные сокращения ассигнований на образование в социальной работе, расширение бакалаврских и докторских программ при необеспеченности их необходимыми ресурсами.
Несмотря на это, за последние годы образование в системе социальной работы добилось впечатляющих успехов. Большее число преподавателей теперь занято научной деятельностью и совершенствованием знаний. Учебный план на всех уровнях (студентов-старшекурсников, магистра, докторском) включает материал из биологии, психологии и социологии, который отбирается сейчас тщательнее, чем раньше. Общая тенденция - расширение программ с двумя ступенями, которые объединяют усилия факультетов социальной работы и юриспруденции, архитектуры, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, коммунального хозяйства, общественного управления, медицины и др.
Все чаще факультеты социальной работы принимают преподавателей с докторской степенью и ужесточают требования к ним, выдвигая в качестве необходимого условия ведение научной работы и публикации материалов. Подобные достижения нужны для того, чтобы занять высокую должность и продвинуться по службе. При аттестации профессорско-преподавательских составов учитывается объем научных работ и публикаций.