Опубликован: 04.07.2012 | Уровень: специалист | Доступ: платный

Самостоятельная работа 2: Введение в JavaScript. Программное взаимодействие с HTML документами на основе DOM API. Использование регулярных выражений. Отладка и профилирование JavaScript сценариев в IE9.

< Лекция 6 || Самостоятельная работа 2: 123 || Лекция 7 >
Аннотация: Цели работы: познакомиться с языком разработки клиентских веб-сценариев JavaScript. Изучение основ языка и его применения для автоматизации процесса разметки и добавления интерактивных возможностей веб-страниц. Получить представление об общих принципах обработки в JavaScript событий, связанных с окном веб-браузера, веб-страницей, содержащейся в браузере и элементами документа. Научиться использовать простейшие элементы регулярных выражений для поиска подстрок, структура и содержание которых описывается нетривиальным шаблоном. Практически освоить инструменты отладки и профилирования производительности, встроенные в веб-браузер Internet Explorer 9, для JavaScript сценариев.

Теоретический материал

1. Элементы языка JavaScript

JavaScript позволяет "оживить" веб-страницу. Это реализуется путем добавления к статическому описанию фрагмент исполняемого кода. JavaScript-сценарий может взаимодействовать с любыми компонентами HTML-документа и реагировать на изменение их состояния.

JavaScript не является строго типизированным языком, в переменных могут храниться практически любые типы данных.

Как и программа на языке Java, сценарий JavaScript выполняется под управлением интерпретатора. Однако если Java-приложение или Java-аплет компилируется в байтовый код, то сценарий JavaScript интерпретируется на уровне исходного текста.

Следует отметить, что языковые конструкции JavaScript совпадают с соответствующими средствами C++ и Java.

1.1.Структура сценария

Сценарием JavaScript считается фрагмент кода, расположенный между дескрипторами <SCRIPT> и </SCRIPT>:

Текст HTML-документа

<SCRIPT>
  Код сценария
</SCRIPT>
Текст HTML-документа
1.2.Переменные

В сценариях JavaScript переменные могут хранить данные любых типов: числа, строки текста, логические значения, ссылки на объекты, а также специальные величины, например "нулевое" значение null или значение NaN, которое сообщает о недопустимости операции.

Переменная в языке JavaScript объявляется с помощью ключевого слова var. Так, например, выражение

var selected = "first item";

создает переменную с именем selected и присваивает ей в качестве значения строку символов "first item". Переменные могут объявляться также автоматически. Это происходит при присвоении значения переменной, не встречавшейся ранее в данном сценарии. Так, в следующем примере создается переменная с именем rating, которой присваивается числовое значение, равное 512.5:

rating = 512.5;
1.3.Объекты

В языке JavaScript не предусмотрены средства для работы с классами в том виде, в котором они реализованы в C++ или Java. Разработчик сценария не может создать подкласс на основе существующего класса, переопределить метод или выполнить какую-либо другую операцию с классом. Сценарию, написанному на языке JavaScript, в основном доступны лишь готовые объекты. Построение нового объекта приходится выполнять лишь в редких случаях.

Объекты содержат свойства (свойства объектов можно сравнить с переменными) и методы. Объекты, а также их свойства и методы идентифицируются именами. Объектами являются формы, изображения, гипертекстовые ссылки и другие компоненты веб-страницы, HTML-документ, отображаемый в окне браузера, окно браузера и даже сам браузер. В процессе работы JavaScript сценарий обращается к этим объектам, получает информацию и управляет ими.

Кроме того, разработчику сценария на языке JavaScript доступны объекты, не связанные непосредственно с HTML-документом. Их называют предопределенными, или независимыми объектами. С помощью этих объектов можно реализовать массив, описать дату и время, выполнить математические вычисления и решить некоторые другие задачи.

Первый объект, с которым необходимо познакомиться, чтобы написать простейший сценарий, - это объект document, который описывает HTML документ, отображаемый в окне браузера. Ниже приведен исходный текст веб-страницы, содержащей сценарий, действия которого сводятся к выводу строки текста в окне браузера.

<HTML>
 <НЕАD>
  <ТIТLЕ>Первый сценарий JavaScript</TITLE></HEAD>
  <BODY>
   <SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">
       document.write("Проверка сценария JavaScript");
   </SCRIPT>
  </BODY> 
</HTML>

Имена чувствительны к регистрам символов, и если вы попытаетесь обратиться к текущему документу по имени Document, интерпретатор JavaScript отобразит сообщение об ошибке.

Основное назначение сценариев JavaScript - создавать динамически изменяющиеся объекты, корректировать содержимое HTML-документов в зависимости от особенностей окружения, осуществлять взаимодействие с пользователем и т.д.

1.4.Операции

Набор операторов в JavaScript, их назначение и правила использования в основном совпадают с принятыми в языке С++. Исключением является операция задаваемая символом "+".

В JavaScript символ "+" определяет как суммирование числовых значений, так и конкатенацию строк.

Так, например, в результате вычисления выражения

sum = 47 + 21;

переменной sum будет присвоено значение 68, а после выполнения операции

sum = "строка 1 " + "строка 2";

в переменную sum будет записана последовательность символов "строка 1 строка 2".

Рассмотрим еще один пример:

<HTML>
 <BODY>
  <H2>Числа и строки</H2>
  <BR>
  <SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">

    var a = 3; 
    var b = 8; 
    var c = " попугаев ";

    document.write("a+b="); document.write(a + b); document.write("<BR>");
    document.write( "a + с = "); document.write(a+c); 
    document.write("<BR>");
    document.write("c + a = "); document.write (c + a); 
    document.write ("<BR>");
    document.write ("a + b + с = "); document.write(a + b + c);
    document.write("<BR>");
    document.write("c + a + b = "); document.write(c + a + b);
    document.write("<BR>"); 

  </SCRIPT>
 </BODY> 
</HTML>

В окне браузера приведенный выше HTML-код выглядит так, как показано на рис. 8.1.

Скриншот веб-страницы с JavaScript-сценарием

Рис. 8.1. Скриншот веб-страницы с JavaScript-сценарием

Первая строка отображает результат суммирования двух числовых значений, вторая и третья - результат конкатенации строки и символьного представления числа. Если операция суммирования чисел предшествует конкатенации, JavaScript вычисляет сумму чисел, представляет ее в символьном виде, затем производит конкатенацию двух строк. Если же первой в выражении указана операция конкатенации, то JavaScript сначала преобразует числовые значения в символьный вид, а затем выполняет конкатенацию строк.

1.5.Управляющие конструкции

Управляющие конструкции, используемые в языке С++, в основном применимы и в сценариях JavaScript.

В JavaScript дополнительно определены языковые конструкции, отсутствующие в С++, а именно: операторы for...in и with.

В примере 1 с помощью оператора цикла на веб-странице формируется таблица умножения чисел.

Пример 1.

<html>
  <body>
    <table>
      <script language="JavaScript">
        document.write("<tr><td>&nbsp;</td>");
        for (i = 1; i < 10; i++) 
          document.write("<td>"+i+"&nbsp;</td>");
        document.write("</tr>");
        for (i = 1; i < 10; i++)
        {
          document.write("<tr><td>" + i + "&nbsp;</td>");
          for (j = 1; j < 10; j++)
          {
            document.write("<td  bgcolor='#00ffa0'>" + (i*j) 
                      + "&nbsp;</td>");      }
          document.write("</tr>");
        }

      </script>
    </table>
  </body>
</html>

Отдельного внимания заслуживает оператор new. Несмотря на то, что большинство объектов уже созданы браузером и доступны сценарию, в некоторых случаях приходится создавать объекты в процессе работы. Это относится к предопределенным объектам и объектам, определяемым разработчиком сценария. Для создания объекта используется оператор new, который вызывается следующим образом:

переменная =  new   тип_ объекта (параметры)
1.6.Функции

Формат объявления функции выглядит следующим образом:

function имя функции ([ параметры]) тело функции

Объявление функции начинается с ключевого слова function. Так же, как и в языке С для идентификации функции используется имя, при вызове функции могут передаваться параметры, а по окончании выполнения возвращаться значение. Однако, в отличие от С, тип возвращаемого значения и типы параметров не задаются. Ниже показаны два способа вызова функции

  • имя_функции ([параметры]);
    
  • переменная = имя функции ([параметры]);
    

Во втором случае значение, возвращаемое функцией, присваивается указанной переменной.

1.7.Область видимости переменных

Работа с переменными в теле функции подчиняется следующим правилам.

  • Если переменная объявлена с помощью ключевого слова var, доступ к ней осуществляется по правилам, подобным тем, которые используются в языке С.
  • Переменная, объявленная внутри функции, считается локальной. Область видимости такой переменной ограничивается телом функции, в которой она объявлена.
  • Переменная, объявленная вне функции, считается глобальной. К ней можно обращаться из любой точки сценария.
  • Если локальная и глобальная переменные имеют одинаковые имена, то в теле функции локальная переменная "маскирует" глобальную.
  • Если переменная создается автоматически, т.е. если она не объявлена с помощью ключевого слова var, но присутствует в левой части оператора прямого присваивания, то она считается глобальной и становится доступной из любой точки сценария.
< Лекция 6 || Самостоятельная работа 2: 123 || Лекция 7 >
Сергей Крупко
Сергей Крупко

Добрый день.

Я сейчас прохожу курс  повышения квалификации  - "Профессиональное веб-программирование". Мне нужно получить диплом по этому курсу. Я так полагаю нужно его оплатить чтобы получить диплом о повышении квалификации. Как мне оплатить этот курс?

 

Галина Башкирова
Галина Башкирова

Здравствуйте, недавно закончила курс по проф веб программиованию, мне прислали методические указания с примерами тем, однако темы там для специальности 

Системный администратор информационно-коммуникационных» систем.
Мне нужно самой найти тему? или делать по высланным темам