Опубликован: 01.12.2014 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Московский институт развития образования
Лекция 4:

Элементы проектного менеджмента в учебном проектировании

< Лекция 3 || Лекция 4 || Лекция 5 >
Аннотация: В лекции описаны основы проектного управления, представлены классификация проектов и функции проектного управления. Даны основные элементы проекта и типологические признаки метода проектов. Рассмотрен метод проектов в образовательном процессе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

4.1 Основы проектного управления

Проект (от англ. project) – спланированный комплекс взаимосвязанных мероприятий, ограниченных во времени с заранее установленными требованиями, по созданию или изменению уникального объекта (продукции, услуги, результата).

Понятие "проект" объединяет различные виды человеческой деятельности, характеризуемые совокупностью признаков, наиболее важными из которых являются: направленность на достижение конкретных целей (определенных результатов); координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий; ограниченная протяженность во времени.

С точки зрения системного подхода, проект может рассматриваться как динамическая система субъект управления/объект управления, участвующая в процессе перехода из исходного в конечное состояние под возмущающими воздействиями окружающей среды в условиях тех или иных ограничений (рис.4.1).

Перед тем как верстать лекцию, прочтите, пожалуйста,

Проект как процесс перехода системы из исходного в конечное состояния

Рис. 4.1. Проект как процесс перехода системы из исходного в конечное состояния

Конечный результат процесса может быть определен как система целей, которые должны быть достигнуты в ходе выполнения проекта. Таким образом, проект можно определить как совокупность охваченных связями определенных элементов (объектов материального и нематериального характера), обеспечивающих достижение поставленных целей.

Проектное управление (Project Management) – область профессиональной деятельности по созданию уникального продукта (услуги) путем реализации комплекса взаимосвязанных целенаправленных мероприятий с использованием современных знаний, навыков и инструментов, человеческих и материальных ресурсов при наличии определенных требований и ограничений к составу и объему работ, стоимости, риску и качеству, срокам реализации. Проектное управление достигается в ходе итеративного применения процессов управления в функциональных областях – управление содержанием; управление временем; управление стоимостью; управление качеством; управление персоналом; управление коммуникациями; управление проектными отклонениями; управление контрактами и т.д. (рис.4.2).

Пирамида проекта

Рис. 4.2. Пирамида проекта

Важное значение в управлении проектами отводится достижению рациональных соотношений на так называемом "магическом треугольнике" –затраты, сроки, качество, находящихся в полярной зависимости. В этом смысле, проектное управление представляет поиск баланса между ограничениями (рис.4.3).

Магический треугольник проектного управления

Рис. 4.3. Магический треугольник проектного управления

Основой современного проектного управления являются методы структуризации работ и сетевого планирования (метод критического пути Critical Path Method, CPM); система оценки и пересмотра планов проектов и программ (Program Evaluation and Review Technique, PERT), разработанные в конце 1950-х гг. в США. Впервые в полном объеме технология проектного управления свое практическое воплощение нашла в 1953–1954 гг. в подразделениях американских военно-воздушных сил. Одним из наиболее известных проектов, на котором были использованы методы моделирования и согласования комплекса работ, явился проект разработки ракетной системы "Поларис", начатый в 1957 г. Бурное развитие истории управления проектами в СССР началось в 1959 г. после появления американских публикаций о методах сетевого управления (CPM и PERT).

На современном этапе методология проектного управления находит широкое применение в самых разных областях деятельности – в строительстве, ИТ-индустрии, производственной и образовательной сферах. Практика свидетельствует о том, что успех от использования проектного подхода в конкретной компании во многом зависит от того, насколько вовлечены в процесс ее сотрудники, а также от уровня сформированности соответствующих коммуникационных связей между всеми участниками.

При выборе подхода к управлению проектами в конкретной компании, генерирующей новые направления бизнеса (продукты, услуги, результаты) необходимо учитывать, что существует большой выбор методологий, основанных на исследовании и обобщении лучших проектных практик и формализованных известными международными и национальными ассоциациями по управлению проектами в виде стандартов.

К двум наиболее популярным на сегодняшний день методологиям проектного управления (системам обучения и сертификации) относятся:

  • базовый стандарт Project Management Base of Knowledge (Руководство к своду знаний по управлению проектами PMBoK) Института Управления Проектами (Project Management Institute, PMI) по управлению отдельными проектами, программами и портфелями проектов на основе описания 4 основных групп процессов – процессов по всестороннему планированию проекта; процессов по реализации проекта; процессами мониторинга и управления; процессами по завершению проекта (сдача продукта и передача ответственности и полномочий; закрытие проекта и связанных с ним контрактов) (американский подход);
  • стандарт International Competence Baseline, ICB (Version 3.0) Международной Ассоциации Управления Проектами (International Project Management Association, IPMA), описывающий требования к компетенциям, необходимым менеджерам проектов и членам проектных команд для управления проектами, программами и портфелем проектов (европейский подход).

В силу специфических особенностей особую важность в проектном управлении приобрела концепция "жизненного цикла проекта", демонстрирующая смену фаз в течение срока реализации проекта. "Жизненный цикл проекта" (от англ. Project Life Cycle) – модель развития во времени, представленная в виде набора логически последовательно сменяющих друг друга фаз (этапов, стадий), количество и состав которых задается потребностями управления конкретным проектом. В общем виде принято выделять 4 фазы (жизненные циклы проектов в различных областях деятельности могут существенно различаться):

  • концептуальная фаза (Concept Phase) – инициация проекта (анализ проблемы и потребности в проекте, сбор исходных данных, разработка концепции, рассмотрение альтернатив), разработка паспорта проекта и плана действий, определение целей и задач, выявление осуществимости проекта (технико-экономическое обоснование), формирование команды проекта и т.д.;
  • фаза разработки проекта (Development Phase) – определение структуры работ, формирование бюджета проекта, разработка проектно-сметной документации (календарные планы выполнения работ), ресурсное обеспечение проекта, заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками, др. сопутствующие работы;
  • фаза выполнения проекта (Execution Phase) – реализация проекта (организация закупок и поставок, материальных и финансовых потоков, осуществление основных производственных процессов, информационное обеспечение, контроль жизнедеятельности проекта, управление изменениями) и т.д.;
  • фаза завершения проекта (Termination Phase) – приемочные испытания, пробная эксплуатация, сдача объекта, анализ накопленной информации.

В процессе реализации проекта и управления им во всех подсистемах и на всех фазах жизненного цикла осуществляется: планирование (приведение проекта как системы от желаемого состояния к возможному); организация (структурирование процессов и делегирование полномочий); мотивация (побуждение в личности желания работать для достижения целей проекта при одновременной реализации его собственных целей); контроль жизнедеятельности проекта (установление соответствия плана и факта, выявление степени отклонений, обоснование корректирующих решений (рис.4.4)).

Фазы жизненного цикла проекта

Рис. 4.4. Фазы жизненного цикла проекта

Согласно Руководству к своду знаний по управлению проектами (PMBoK), группы процессов управления проектом являются пересекающимися действиями, происходящими на протяжении всего проекта – выход одного процесса, как правило, становится входом для др. процесса или является результатом проекта. (рис.4.5).

Группы процессов управления проектами

Рис. 4.5. Группы процессов управления проектами

Отметим, что любое принятое решение (действие) на уровне отдельной организации (предприятия) можно рассматривать как самостоятельный проект или элемент более сложного проекта. В табл. 4.1 представлена классификация разнообразных проектов по наиболее существенным признакам.

Таблица 4.1. Классификация проектов (по Я.Н. Деренской)
Классификационные признаки Вид проекта Параметры проекта Характеристика
По главной цели реализации Коммерческие Разнообразные проекты Основной целью является получение прибыли
Некоммерческие Разнообразные проекты Цель – достижение социального эффекта
По характеру изменений Оперативные Малые, простые проекты Проекты, связанные с текущей деятельностью объекта инвестирования
Стратегические Средние, более сложные и затратные проекты Проекты, влияющие на концептуальные позиции объекта инвестирования
По масштабу (размеру) Малые Стоимостью до 10 млн. долл. и трудозатратами до 40-50 тыс. чел.-час. Небольшие по размеру, простые проекты с ограниченными ресурсными возможностями
Средние Стоимостью 10–50 млн. долл. Стратегические проекты предприятия, региональные проекты
Значительные Стоимостью 50–100 млн. долл. Многофункциональные проекты регионального или национального масштаба, мультипроекты
Сверхзначительные Стоимостью свыше 100 млн. долл. и трудозатратами до 20 млн..чел.-час. Целевые программы, состоящие из нескольких взаимосвязанных проектов, объединенных единой целью, ресурсами и временем
По длительности (срокам реализации) Краткосрочные Длительностью до 3 лет Оперативные проекты предприятия
Среднесрочные Длительностью 3–5 лет Стратегические проекты предприятия, региональные проекты
Долгосрочные Длительностью свыше 5 лет Мегапроекты различной направленности
По отраслевой принадлежности Промышленные Разнообразные проекты Проекты, связанные с введением в эксплуатацию промышленного объекта
Строительные Разнообразные проекты Проекты строительства зданий и сооружений промышленного, жилищного, социально-культурного назначения
Транспортные Стратегические Разнообразные проекты Стратегические Проекты, связанные с созданием, покупкой, обслуживанием транспортных средств, расши-рением транспортной инфраструктуры
В сфере образования Краткосрочные проекты социальной направленности Проекты, связанные с комплексом предоставления образовательных услуг, включая профессиональное обучение и переквалификацию персонала
В сфере торговли Разнообразные коммерческие проекты Проекты, связанные с созданием и функционированием торговой инфраструктуры
Комплексные Разнообразные многофункциональные проекты Наиболее распространенная группа проектов, учитывающих комплекс мероприятий разно отраслевого направления
По специфике конечного продукта (по типу проекта, по основной сфере деятельности) Экономические Разнообразные коммерческие проекты Проекты, основная цель которых – достижение целевой (наибольшей) суммы прибыли; проекты макроэкономических преобразований
Организационные Разнообразные Проекты, связанные с созданием (реорганизацией) инфраструктурных элементов внешней или внутренней среды субъекта инвестирования
Технические Разнообразные проекты Проекты, связанные с разработкой новых технологий, техническими усовершенствованиями, модернизацией и т.д.
Социальные Разнообразные некоммерческие проекты Проекты, основная цель которых – достижение социального эффекта; проекты реформиро-вания системы социальной защиты инвестирования
Смешанные Разнообразные многофункциональные проекты Проекты, направленные на достижение комплексного результата
По функциональному направлению Производственные Разнообразные проекты Проекты производственной направленности
Технологические Разнообразные проекты Проекты создания и усовершенствования технологий
Финансовые Разнообразные проекты Проекты, связанные с финансированием объектов, осуществлением разнообразных финан-совых операций (кредитных, валютных и т.д.)
Исследования и развития Разнообразные проекты Проекты, связанные с проведением рыночных исследований с целью разработки направлений дальнейшего развития; научно-исследовательская деятельность
Маркетинговые Ограничены бюджетом маркетинга предприятия Проекты, связанные с внедрением маркетинговых мероприятий
По управлению персоналом Малые некоммерческие проекты Проекты организационной направленности, связанные с созданием микроклимата и улуч-шением организационной структуры предприятия
Комбинированные Разнообразные многофункциональные проекты Проекты комплексной направленности, учитывающие на разных стадиях своего цикла пе-речисленные проекты
По характеру привлеченных сторон Международные (совместные) Сложные, масштабные проекты Проекты с привлечением международных организаций (МБРР, ЮНИДО) или иностранных участников
Национальные,межрегиональные Сложные, средние проекты Проекты, связанные с развитием национальной экономики
Территориальные, региональные Средние проекты Проекты региональной значимости
Местные Малые проекты Проекты развития местной экономики, ее отдельных субъектов
Отраслевые Разнообразные многофункциональные проекты Проекты, охватывающие интересы одной отрасли
Ведомственные Разнообразные многофункциональные проекты Проекты, осуществляемые в рамках одного ведомства
По характеру привлеченных сторон Корпоративные Разнообразные проекты Проекты, направленные на достижение корпоративного эффекта
Проекты одного предприятия Малые и средние проекты Разнообразные проекты, осуществляемые одним предприятием
По степени сложности (по классу) Монопроекты Простые проекты Отдельные проекты определенного вида
Мультипроекты Сложные (организационно, технически, ресурсно) проекты Комплексные проекты, состоящие из ряда монопроектов и требующие многогранного про-ектного управления
Мегапроекты Стоимостью свыше 1 млрд. долл. и длительностью 5–7 и более лет Целевые программы развития регионов, отраслей, включающие ряд моно- и мультипроектов
По составу и структуре привлеченных организаций Однофункциональные Малые и средние проекты предприятия Проекты с участниками одной функциональной направленности
Многофункциональные Значительные проекты Проекты с расширенным составом участников многофункциональной направленности
По требованиям к качеству проекта Стандартные Среднерыночная стоимость Проекты со стандартными требованиями к качеству проекта
Модульные Рост стоимости Повышенные требования к качеству в рамках конкретного блока (модуля) и соблюдение соответствия нормам качества по другим объектам проекта
Бездефектные Значительная стоимость Проекты с чрезвычайными (повышенными) требованиями к качеству
По степени взаимного влияния Взаимоисключающие (альтернативные) Разнообразные проекты Проекты, реализация которых нецелесообразна при принятии решения об осуществлении другого проекта, поскольку их прибыльность снижается до нуля
Замещающие Разнообразные проекты Проекты, рентабельность одного из которых зависит от реализации другого, поскольку доходность первого снижается при принятии второго проекта
Взаимодополняющие Разнообразные проекты Проекты, успешная реализация которых возможна при одновременном их осуществлении
Независимые Разнообразные проекты Проекты, реализация или отказ от которых не влияют на прибыльность других проектов
Синергетические Разнообразные проекты Проекты, увеличивающие прибыльность друг друга

Сегодня проектное управление принято относить не только к инструменту по разработке и реализации проектов, но и к универсальной технологии эффективного менеджмента организацией (предприятием) в изменяющихся условиях и развивающихся системах в ситуации нестабильности и неопределенности (при неразвитой законодательной и налоговой базе, слабо контролируемом росте цен, дефиците ресурсов), поскольку функции (задачи) управления проектом ориентированы на внешние и внутренние факторы (рис.4.6).

Функции проектного управления

Рис. 4.6. Функции проектного управления

Отметим, что основными элементами проекта являются: замысел (проблема), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации конечные результаты (рис.4.7).

Функции проектного управления

Рис. 4.7. Функции проектного управления

В зависимости от сложности замысла проекта и эффективности его реализации результаты работы могут быть самыми различными и классифицироваться по-разному: конкретными (продукция, организация, здание и т.д.) и абстрактными (планы, знания, опыт, метод и т.д.); текущими (технология, документация, подписанные контракты) и конечными (прибыль, продукт, знания и т.д.).

4.2 Метод проектов в образовательном процессе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Поскольку экономикой востребованы работники, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения, то перед профессиональными образовательными организациями страны поставлена задача подготовки специалистов, соответствующих запросам современного общества. Основной задачей модернизации становится повышение доступности, качества и эффективности российского образования, самоактуализация личности на основе осознания особенностей собственного отношения к миру и себя в этом мире.

Поскольку традиционный (классно-урочный) подход к обучению не позволяет создавать реальные условия для качественного решения указанной задачи, то вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность должно быть обеспечено привлечением новых образовательных средств (методик, педагогических технологий1Термин "педагогическая технология" (Education Technology), согласно экспертов ЮНЕСКО, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.), способствующих раскрытию учениками своей личности, креативного отношения к возможностям собственного познания.

Одной из таких технологий является метод проектов, способствующий актуализации критического мышления, развитию умений конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, формировать навыки познавательной, творческой деятельности.

Метод проблем (метод проектов), предложенный еще в начале XX в. Дж. Дьюи, У.Х. Килпатриком, Э. Коллинзом, В.А. Лаем, Э. Торндайком и др. американскими учеными, был ориентирован на активную индивидуальную (парную, групповую) целесообразную деятельность учащихся с учетом их личных интересов и потребностей. Основой метода проблем, четко оформившегося в США к 1919 г., явились идеи гуманистической направленности, согласно которым образование следует рассматривать как процесс накопления и реконструкции уже имеющегося знания с целью углубления его содержания в ходе исследования учеником проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов. Таким образом, метод проблем опирался на собственный путь ученика по преодолению затруднений в ходе выполнения конкретных практических заданий.

Примерно в те же годы идеи проектного обучения были подхвачены и стали развиваться в СССР. Так, в 1920-е гг. усилиями М.В. Крупениной, Б.В. Игнатьева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, С.Т.Шацкого, В.Н. Шульгина и др. в советскую практику преподавания стал активно внедряться "метод проектов" как один из вариантов заимствованного из американской педагогики метода проблем и альтернативы классно-урочной системе. Однако недостаточная продуманность и отсутствие должной заинтересованности педагогов не способствовали формированию на основе метода проектов глубоких теоретических знаний учащимися, что, в конечном счете, привело к тому, что постановлением ЦК ВКП (б) 1931 г. "О начальной и средней школе" метод проектов как образовательная технология был запрещен для использования в отечественной школьной педагогике, а предметная система преподавания и классно-урочная система обучения провозглашены как единственно правильные. До середины 1980-х гг. к проблематике метода проектов не возвращались. Таким образом, первая, предпринятая в начале XX в. попытка внедрения проектного обучения, оказалась неудачной.

Во второй половине ХХ в. во многих странах (США, Великобритания, Канада, Франция, Германия и др.) значительно возрос интерес к методу проектов. Так, в рамках альтернативного образования в США (Б. Шлезингер) и Германии (И. Бей, Й. Шнайдер, К. Фрей) на базе метода проектов возникло новое направление в образовании – продуктивное обучение, стимулировавшее интерес детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности путем постановки перед ними целей и проблем, решение которых вызывает появление новых знаний и умений. Так, К. Фрей в своей книге "Проектный метод" выделил 17 отличительных черт метода проектов, среди которых: "участники проекта подхватывают проектную инициативу из жизни; участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения; участники проекта развивают проектную инициативу, доводят ее до сведения всех; участники проекта организуют себя на дело; участники проекта информируют друг друга о ходе работы; участники проекта вступают в дискуссии". Согласно современной немецкой школы, использование метода проектов способствует приобретению учащимися:

  • умений, связанных с развитием интереса (анализировать свои интересы; определять новые интересы на основе развития прежних; сопоставлять свои возможности и свои интересы; отстаивать свои интересы);
  • умений находить практические, интересные виды деятельности (умение определять для себя познавательные виды деятельности; умение задавать вопросы по интересующим видам деятельности);
  • умений выбрать практический вид деятельности для себя (подыскать потенциальные места практики; исследовать их; найти ответы на все интересующие вопросы о месте практики; сделать обоснованный выбор места практики);
  • умений исследовать условия практической деятельности (подмечать, формулировать и связывать практическую деятельность и условия, в которых она осуществляется; обсуждать практическую деятельность; находить возможности практической деятельности);
  • умений подготовить к деятельности на практике (обосновать свою работу на практике в контексте собственных интересов; четко определить цели своей деятельности; определить и обосновать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на практике);
  • умений осуществлять свою деятельность на практике (планировать свою практическую деятельность; целенаправленно осуществлять свою деятельность; находить ее плюсы и минусы);
  • умений оценивать результаты практики (уметь представить результаты практической деятельности; уметь оценить результаты, исходя из первоначальных целей);
  • умений делать выводы их результатов практической деятельности (ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта; объяснить как положительный, так и отрицательный результаты; оценить и изменить свое поведение в соответствии с поставленными целями практической деятельности);
  • умений установить личностное отношение к практической деятельности (осознать, оценить и принять во внимание значение практической деятельности в своем развитии, в индивидуальном образовательном маршруте и для выбора профессии);
  • умений устанавливать общественную ценность практической деятельности (осознать, оценить и принять во внимание значение деятельности для общества в целом);
  • умений устанавливать культурную ценность профессии (осознать, оценить и принять во внимание культурные аспекты практической деятельности);
  • умений устанавливать профессиональную ценность практической деятельности (осознать и принять во внимание аспект практической деятельности).

Первую известную классификацию учебных проектов предложил Э. Коллинз: игровые проекты (различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п.; цель – привлечение детей к групповой деятельности); экскурсионные проекты (целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью); повествовательные проекты (цель – получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме (устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле)); конструктивные проекты ( создание конкретного, полезного продукта – изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.).

Социально-экономические изменения обусловливают необходимость смены существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционный репродуктивный подход, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, привлечения комплекса новейших технических средств, широкого применения современных педагогических и информационных технологий обучения, ориентированных на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности.

Акцент на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы в контексте современного понимания обучения позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на занятиях, раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях учащихся позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений и творчества" как современных критериев знаний, способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации будущей собственной профессиональной деятельности (планирование, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, самоконтроль).

В системе отечественного школьного образования метод проектов (вторая попытка внедрения проектного обучения) возродился в начале 1990-х гг., что было связано с развитием информационных технологий. Типология проектов и особенности технологии применения метода проектов в школьном образовании были представлены Е.С. Полат2Е.С. Полат: "Метод проектов – это одна из технологий обучения, основанная на модели-ровании взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса, где учащиеся принимают на себя различные социальные роли: организатора, исполнителя, лидера". в учебном пособии "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть ее осталась прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Интеграционные процессы, происходящие в современном профессиональном образовании, актуализируют использование в образовательном процессе современных педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия. Эффективность системы российского профессионального образования, повышение его качества до мирового уровня, востребованность выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий.

Формирование ключевых компетенций обучающихся системы профессионального образования осуществляется посредством реализации комплекса образовательных программ, а их освоение обеспечивается посредством педагогических технологий. В современных условиях среди множества педагогических технологий, наиболее адекватных целям ориентации на формирование ключевых компетенций учащихся, является метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Все учебные проекты (индивидуальные, парные, коллективные) в определенной степени неповторимы и уникальны; направлены на достижение конкретных целей; ограничены во времени; предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий. Цель проектного обучения – создании условий, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают свои исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения: в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в обучении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Основные требования к учебному проекту:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся и т.д.);
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
  • определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) (планирование действий по разрешению проблемы; поиск информации; представление продукта заказчику – презентация продукта и защита самого проекта; проект – это "5 П" - проблема – планирование (проектирование) – поиск – продукт – презентация; шестое П – портфолио, папка в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и др.));
  • использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы; использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки3Мозговая атака– коллективный метод поиска новых технических идей и решений. Цель мозговой атаки – получение большого количества различных идей и предложений в ограниченное время (обычно 20-40 мин).", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

Современная классификация многофункциональных учебных проектов исходит из доминирующей (преобладающей) деятельности обучающихся:

  • практико-ориентированный (прикладной) проект (ориентирован на социальные интересы участников или внешнего заказчика; разнообразная палитра: от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны; проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта);
  • исследовательский проект (исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования с обоснованием актуальности избранной темы, обозначением задач исследования, обязательным выдвижением гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждением полученных результатов; использование методов современной науки – лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.);
  • информационный проект (сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее анализа, обобщения и презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет));
  • творческий проект (не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников; характеризуются максимально свободным и нетрадиционным авторским подходом к решению проблемы и оформлению результатов; конечный продукт – альманах, репортаж, статья, альбом, web-сайт, сценарий видеофильма, театрализация, произведение изобразительного или декоративно-прикладного искусства, спортивные игры и т.п.);
  • ролевой (игровой) проект (структура остается открытой до окончания проекта, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта: литературные или исторические персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложненные придуманными участниками ситуациями; высокая степень творчества, но доминирующим видом деятельности является ролевая-игровая, в отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т. д. Особенно эффективны такие проекты в рамках диалога культур);
  • ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект (изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы).

Перспективный для современной российской профессиональной школы метод проектов как современная педагогическая технология, ориентированный на самостоятельную деятельность обучающихся, предполагает решение конкретной проблемы путем использования как разнообразных средств обучения, так и интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. При этом выполненные проекты должны иметь реальное завершение (в случае теоретической проблемы – конкретное решение, в случае практической проблемы – конкретный результат, готовый к внедрению).

На рис.4.8 представлены типологические признаки метода проектов.

Типологические признаки метода проектов (по Е.С. Полат)

Рис. 4.8. Типологические признаки метода проектов (по Е.С. Полат)

Метод проектов4Строгого общепринятого определения термина "метод проектов" на настоящий момент не выработано. Анализ специальной литературы показывает, что на данный момент не раскрыта психолого-педагогическая сущность проектной деятельности, дидактические возможности и функции метода, нет целостной модели проектной деятельности, не разработана система, включающая различные виды постепенно усложняющихся проектов, отсутствуют необходимые учебные пособия и разработки В рамках Лекции под "методом проектов" понимается самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся в рамках совокупности в определенной последовательности приемов и действий (комплекса поисковых, исследовательских, расчетных, графических и др. видов работ) для достижения поставленной задачи – решения некоторой значимой проблемы в виде конкретного конечного осязаемого результата и его оформления. в настоящее время переживает свое "второе рождение", что связано с его соответствием идеям модернизации в целом и модульно-компетентностному подходу в частности, позволяя в сочетании с информационными технологиями придать массовому обучению индивидуальный характер. Именно поэтому метод проектов, использующий умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества, относят к технологиям XXI в.

Использование проектной методики приобретает все большую популярность и является плодотворным и эффективным средством организации учебного материала. Применение проектной методики повышает интерес учащихся (студентов) к изучению предмета путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с преподавателя на студента. Технология учебного проектирования позволяет сформировать навыки студентов по эффективному поведению на рынке труда, стимулирует развитие ключевых компетенций обучающихся, формирует способности к самозанятости и получению дополнительных (резервных) профессиональных компетенций. Метод проектов ориентирован на развитие личностных и образовательных ресурсов студентов в целях усиления адаптационного потенциала и повышения шансов на эффективное трудоустройство и становление профессиональной карьеры.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу. Работа в малых группах помогает студентам научиться работать в коллективе, позволяет ощутить себя членом команды – подчинить свой темперамент, характер, личное время интересам общего дела. При этом студенты свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Методика учебного проектирования универсальна и может применяться при обучении любой специальности. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации и творческого потенциала преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Проектирование образовательного процесса с применением информационных технологий и проектной методики является актуальным5Тем не менее, существует вполне обоснованное мнение о том, что полностью переводить весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Метод проектов не должен полностью вытеснить классно-урочную систему, он может оказаться весьма полезным дополнением к др. видам обучения в качестве средства ускорения роста личностного потенциала..

Основные требования к использованию метода проектов в профессиональном образовании: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся; структурирование содержательной части проекта.

Деятельность обучающихся по методике учебного проектирования с применением информационных технологий основана на следующих этапах проведения (технологической цепочке действий6Необходимо отметить отсутствие в научной литературе единства в количестве и названиях этапов проведение проектной деятельности.) :

  • подготовительный (мотивационно-ценностный; замысел) этап (создание проблемной ситуации, выбор темы проекта, определение типа проекта, организация малых групп, распределение ролей);
  • этап целеполагания (постановка цели – выявление проблемы, противоречия, формулировка задач, выдвижение гипотезы их решения);
  • этап планирования (построения планов деятельности, обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов (методов); продумывание хода деятельности, распределение заданий, самоактуализация и самообразование);
  • исполнительский (профессионально-деятельностный; реализация) этап (проведение сбора данных; анализ полученных данных; использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", получение продукта (результата деятельности); оформление конечных результатов; творческие отчеты, просмотры);
  • презентационный этап (представление продуктов проектной деятельности; подведение итогов, корректировка, защита проекта; формы проектного продукта должны быть подтверждены документально (в образовательном отчете, фотографиях, чертежах, реферате, докладе и т.п.); творческие проекты – показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования , информационные – демонстрация и использование собранного материала и т.д.);
  • рефлексивно-оценочный этап (осмысление результатов, хода работы, действий каждого, соотнесение замысла с результатом, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе, сравнение планируемых результатов и реальных, обобщение, выводы);
  • проектировочный этап (оценка перспективы развития проекта; формулировка новых проблем).

Метод проектов, в основе которого лежит идея нацеленности на осмысленный результат, который можно осмыслить и применить в реальной практической деятельности, становится все более популярным в российском профессиональном образовании. Способность проектировать существенно расширяет субъективные возможности учащихся, изменяет понимание собственных возможностей. Именно в этом заключается основная суть проектной деятельности как образовательной технологии. Кроме того, развиваются следующие компетентности: умение работать с информацией, умение размышлять, делать выводы, умение принимать решения, умение работать в коллективе и т.д.

Литература

  1. Деренская Я.Н. Классификация проектов в проектном менеджменте [Электронный ресурс].URL: http://www.finanalis.ru/litra/328/2895.html.
  2. Балашов А.И. Управление проектами: учебник для бакалавров / А.И. Балашов, Е.М. Рогова, М.В. Тихонова, Е.А. Ткаченко; под ред. Е.М. Роговой. — М.: Издательство Юрай, 2013. — 383 с.
  3. Проектный менеджмент в вузе. Учебные кейсы, под ред. Ф.А. Казина, Н.Р. Тойвонена — СПб: НИУ ИТМО, 2012. — 182 с.
  4. Мир Управления проектами. Под редакцией Х.Решке, Х.Шелле. Пер. с английского. - М.: АЛАНС, 1993.
  5. Путеводитель в мир управления проектами: Пер. с англ. – Екатеринбург: УГТУ,1998. – 191с.
  6. Гейзлер П.С., Завьялова О.В. Управление проектами. Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2005.
  7. Гонтарева И.В., Нижегородцев Р.М., Новиков Д.А. Управление проектами . – М.: Либроком, 2013. – 384 с.
  8. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Управление проектами. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 336 с.
  9. Ильина О. Управление проектами: ориентация на устойчивое развитие // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – N1. – С.106-109.
  10. Юрьева Т.В. Управление проектами и приоритетными программами // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – N36. С.23-29.
  11. Постановление ЦК ВКП (б) 1931 г. "О начальной и средней школе" // Педология. – 1931. – N4 (16). – С.3-8.
  12. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) / Пер. с англ. Н.М. Никольской; редакция Ю.С. Рассказова. – М.: Издательство "Лабиринт", 1999. – 192 с.
  13. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. – М.: Работник просвещения, 1921. – 63 с.
  14. Дьюи Дж. Моя педагогическая вера / Демократизация образовательного процесса в школе : хрестоматия для учителя / Ред.-сост. Г.Б. Корнетов. – М., 2007. – С. 223-232.
  15. Дьюи Дж. Школа и общество. – М.: Работник просвещения, 1922. – 174 с.
  16. Фрей К. Проектный метод. – Берлин: Бельц, 1997. – 349с.
  17. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе 2000. – N 2, 3.
  18. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура// Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – N 9.
  19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат: Уч. пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 272 с.
  20. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2006. – 160 с.
  21. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.
  22. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно- методическое пособие. – Саратов: Изд-во "Научная книга", 2007. – 37 с.
  23. Гоппе Н.Н. О переходе к проектной технологии // Педагогическое обозрение. – 2000. – N4. – С.110-115.
  24. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М.: АРКТИ, 2008. – 80 с
  25. Гузеев В.В., Романовская М.Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение / Приложение к журналу №Профессиональное образование". – М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2006. - Часть 1. – N6. – 48 с.
  26. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. – N4. – С. 7-12.
  27. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010.
< Лекция 3 || Лекция 4 || Лекция 5 >
Анджелика Шарапова
Анджелика Шарапова

Оценки по каким дисциплинам идут в приложение к диплому по профессиональной переподготовке "Современные образовательные технологии"?

Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!

Дмитрий Сафонов
Дмитрий Сафонов
Россия, Балаково, СОШ 22, 2007
Юлия Пындык
Юлия Пындык
Россия, Выкса г, школа 9, 2013