Опубликован: 19.04.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1296 / 421 | Длительность: 47:49:00
Тема: Экономика
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 34:

Государственный бюджет. Государственный долг

< Лекция 33 || Лекция 34: 12 || Лекция 35 >
Ключевые слова: место, ПО, предел, путь, контроль

Государственный бюджет: профицит и дефицит

Государственный бюджет - смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения.

Государственный бюджет может быть сведен с излишком или недостатком.

Бюджетный профицит (излишек) - превышение доходов над расходами.

Бюджетный дефицит (недостаток) - превышение расходов над доходами.

В экономике развитых стран бюджетный профицит встречается значительно реже, чем бюджетный дефицит. Отметим, что государственный бюджет РФ на 2002 г. сведен с профицитом в размере 127 млрд. руб. Этот излишек может быть получен за счет высоких мировых цен за 1 баррель нефти. Если <нефтяная> цена упадет ниже заложенной при расчете доходов государственного бюджета, то профицита может и не быть. В связи с этим сосредоточим внимание на проблемах, связанных с бюджетным дефицитом.

В зависимости от государственного устройства бюджет бывает разных видов: федеральный, республиканский, местных органов власти (города, округа, края и т.д.). Целью государственных финансов является балансирование экономики, а не бюджета. В связи с этим федеральный бюджет следует рассматривать как инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поэтому правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. Одно вызывает беспокойство: что в развитых странах ежегодные бюджетные дефициты имеют место в условиях относительно мирной экономики, которая функционирует близко к уровню полной занятости.

Крупные дефициты подталкивают вверх ставки процента, что:

  1. вызывает вытеснение частного инвестирования, в свою очередь как бы сталкивая экономику на путь замедленного роста в долгосрочном плане;
  2. увеличивает спрос на ценные бумаги со стороны иностранцев, так как более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагам делает финансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев; приток иностранных средств может способствовать финансированию и дефицита, и частных капиталовложений. Но такой приток средств вызывает прирост внешнего долга. А выплата процентов и погашение долгов иностранцам вызывают сокращение будущего национального производства;
  3. приводит к росту спроса на ценные бумаги и, соответственно, вызывает рост международной стоимости национальной валюты, что обусловливает сокращение экспорта и рост импорта, а значит сдерживает развитие внутренней экономики.

Стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено как за счет эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом. Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаже национального богатства. Эта цепочка причин-следствий длинна, но она дает возможность понять внутренний ход развития явлений, связанных с бюджетным дефицитом.

Государственный долг: определение и проблемы, связанные с ним

Государственный долг - общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг.

Он выступает в двух видах: внутреннем и внешнем.

Государственный внутренний долг - задолженность федерального правительства гражданам и организациям своей страны.

Государственный внешний долг - задолженность федерального правительства страны гражданам и организациям других стран (см. рис. 34.1).

 Государственный долг: структура

Рис. 34.1. Государственный долг: структура

Количественно государственный долг - сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. С социально-экономической позиции долг является тяжелым бременем для каждой страны.

Проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в том, что выплаты процентов по государственному долгу:

  1. увеличивают неравенство в доходах;
  2. требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;
  3. вызывают перевод определенной части реального национального продукта за рубеж;
  4. увеличивают ставки процента и вытесняют частные инвестиции.

Тем не менее в последние годы во всех странах внешний долг и процентные платежи, связанные с ним, увеличиваются.

< Лекция 33 || Лекция 34: 12 || Лекция 35 >
Bekzod Sobirjonov
Bekzod Sobirjonov
Валерий Иванов
Валерий Иванов

В каждом тесте который я проходил после лекций, половина вопросов исходит из последующих лекций. Почему это происходит? Исправьте.