Опубликован: 19.04.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1296 / 421 | Длительность: 47:49:00
Тема: Экономика
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 7:

Три фундаментальные проблемы рыночной экономики

< Лекция 6 || Лекция 7: 12 || Лекция 8 >

Введение в проблему

Почему рыночная экономика не попадает в состояние полного хаоса? Ответ однозначен: конкуренция, система рынков и цен обеспечивают действие координирующих механизмов, которые исключают потенциальный хаос как возможное порождение свободы предпринимательства и выбора. Конкурентная рыночная система представляет собой механизм взаимодействия потребителей, производителей и поставщиков ресурсов с целью решения трех фундаментальных проблем рыночной экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Что производить?

Производить нужно лишь те товары, которые могут принести прибыль и пользуются спросом, а те товары, производство которых влечет за собой убытки и которые не пользуются спросом, производиться не должны.

Получение прибыли или ее отсутствие определяют:

  1. общий доход;
  2. общие издержки производства.

Общий доход - это доход, который фирма получает от продажи произведенного продукта или услуги. Он исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта.

Общие издержки - расходы (затраты) фирмы, связанные с приобретением ресурсов для создания продукта или услуги. Они исчисляются умножением цены каждого ресурса на количество ресурса, использованного в производстве, а затем суммированием затрат на каждый ресурс.

Сумма превышения общего дохода над общими издержками называется чистой, или экономической, прибылью. Экономическая прибыль служит свидетельством того, что отрасль процветает. Отсюда возникает тенденция к появлению расширяющейся отрасли. И наоборот, убытки ведут к появлению сокращающейся отрасли.

Следует также подчеркнуть, что в решении проблемы <что производить> важную роль играет потребительский спрос. Увеличение спроса, т.е. увеличение числа <потребительских голосов>, поданных за продукт, обеспечивает прибыль для отрасли, производящей этот продукт. Голоса потребителей играют ключевую роль в решении вопроса о том, какие продукты необходимо производить, чтобы отрасль была прибыльной.

Как производить?

В рыночной экономике производить - значит применять новую технику и технологию производства.

Применение новой техники и технологии обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Экономическая эффективность зависит не только от техники и технологии, но также от рыночных цен на ресурсы. Скажем, технология, требующая лишь применения нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически неэффективной, если на нужные ресурсы существуют слишком высокие рыночные цены. Отсюда новое определение эффективности.

Экономическая эффективность означает максимум продукции при минимуме затрат.

Анализ показывает, что рыночная система способна приспосабливаться к изменениям в технологии и в структуре предложения ресурсов. Но одно дело - приспосабливаться к уже происходящим изменениям, и совсем другое дело - инициировать изменения, которые ведут к повышению производительности и более высокому уровню материального благосостояния общества.

Вопрос: способна ли рыночная система обеспечить экономику новыми средствами производства, на которых основывается технический прогресс?

Ответ: конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу же постигнет "кара" в виде убытков, а в перспективе - и в виде банкротства. В связи с этим происходит постоянное перераспределение ресурсов из отраслей, где техника и технология производства менее эффективны, в более эффективные отрасли.

Вопрос: может ли предприниматель, выступающий новатором, получить через посредство рыночной системы в свое распоряжение ресурсы, необходимые для производства машин и оборудования, от которых зависит технический прогресс?

Ответ: да, предприниматель может их получить. Прежде всего тот предприниматель, который склонен выделить часть прибыли на накопление с целью расширения производства в будущем. Поступая так, он может в будущем обеспечить себе еще больший доход в виде прибыли, если инновации окажутся удачными.

< Лекция 6 || Лекция 7: 12 || Лекция 8 >
Bekzod Sobirjonov
Bekzod Sobirjonov
Валерий Иванов
Валерий Иванов

В каждом тесте который я проходил после лекций, половина вопросов исходит из последующих лекций. Почему это происходит? Исправьте.