Основы общения в сестринском деле
Понятие общения
Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга.
Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Типы и уровни общения
Типы общения:
- Деловое – содержание и средства определяются интересами дела.
- Ролевое - содержание и средства регламентированы социальной ролью партнеров по общению.
- Личностно-ориентированное – содержание и средства данного вида общения определяются знанием конкретной личности партнера по общению.
Уровни общения:
- Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой: обдумывание проблемы, анализ ситуации, выработка каких-либо планов, идей.
- Межличностное – общение 2-х или более людей между собой.
- Общественное – общение одного человека с коллективом, большой аудиторией.
Функции общения
- Контактная – установление состояния взаимной готовности к общению.
- Информационная - обмен информацией, сообщениями.
- Побудительная – стимуляция активности партнера.
- Координационная - согласование взаимной деятельности.
- Понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий партнера.
- Эмотивная – обмен эмоциями.
- Установление отношений - межличностных, деловых и производственных.
- Оказание влияния – изменение поведения, знаний, представлений партнера.
Стили общения
- Авторитарный.
- Уступки.
- Компромисса.
- Сотрудничества.
- Избегания.
Элементы эффективного общения
Элементы эффективного общения (предложил амер. исследователь Лассуэлл)
- Отправитель – человек, передающий информацию.
- Сообщение – посылаемая информация.
- Канал – способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты (выражение лица, глаз, мимика, жесты, поза), в письменном виде.
- Получатель – человек, принимающий сообщение.
- Подтверждение – сигнал, которым получатель дает знать отправителю, что сообщение получено.
Отравитель должен осознанно подготовить информацию. Сообщение должно быть четким, понятным для получателя, полным и лаконичным одновременно. Для передачи должен быть использован правильный канал с учетом возможностей получателя (устная речь, или письменная инструкция и т.д.). Для подтверждения о получении сообщения необходимо задавать конкретные, открытые вопросы.
Психологические типы собеседников
Для каждого пациента медсестра должна найти свой индивидуальный подход. Это делает возможным эффективное профессиональное общение.
1. Доминантный собеседник – настроен прежде всего на влияние и воздействие. Трудно признает свою неправоту, перебивает собеседника, но не дает ему вставить слово. Его желание – оставить впечатление своего превосходства – физического, интеллектуального и т.д..
Медсестре при распознавании данного типа необходимо проявить выдержку, такт, но в определенной ситуации деликатно склонить на свою сторону.
2. Недоминантный собеседник – полная противоположность первому. Достаточно застенчив, чувствует неловкость при обращении с вопросом или просьбой. Деликатный, предупредительный, тактичный. Не позволит перебить собеседника во время беседы, терпеливо переносит попытки перебить себя самого.
Нуждается в определенном поощрении, подбадривании и поддержке со стороны медсестры.
3. Мобильный собеседник – легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения. Но также легко может отвлечься от беседы. Речь, как правило, быстрая, живо использует интонации, жесты, мимику.
Медсестра должна подстроиться под темп и ритм данного собеседника, постепенно, мягко замедляя скорость и направляя в нужное русло.
4. Ригидный собеседник – данному типу требуется определенное время, чтобы включиться в беседу. Основателен в общении, слушает внимательно, реагирует вдумчиво. Трудно переключается с одной темы на другую.
Необходимо запастись терпением в общении и не торопить без крайней необходимости.
5. Экстравертивный собеседник – коммуникабелен. При общении внимателен, дружелюбен, не злопамятен. На свое здоровье обращает мало внимания. Имеет большой круг знакомых. Ему легко среди людей.
Общение медиков с такими людьми обычно не вызывает трудностей. Требуется привлечение внимания к самому себе.
6. Интровертивный собеседник - не склонен к внешним контактам, общению. Имеет узкий круг общения. Обращает внимание на свои чувства, свои ценности. Ему проще общаться с книгами, вещами. Серьезно и ответственно относится к дружбе и любому партнерству.
В общении следует быть особенно корректным и внимательным.