Опубликован: 08.10.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 2640 / 538 | Длительность: 10:59:00
Лекция 1:

Теоретические основы логистической деятельности

Лекция 1 || Лекция 2 >

1.1. Возникновение и развитие теории логистики

Нередко термин "логистика" отождествляют со словом "логика", даже в книжных магазинах литературу по логике и логистике иногда помещают рядом.

Это не случайно. Ведь произношение этих слов мало отличается друг от друга, а слово "логика" люди употребляют в своей речи намного чаще, чем новое, на первый взгляд, слово "логистика", хотя термином "логистика" общество начало пользоваться очень давно.

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (в греческом языке logistice - искусство вычислять, рассуждать). Специальных государственных контролеров называли логистами. Согласно свидетельству Архимеда, в IV в. до н.э. в Древней Греции было 10 логистов.

Другая крупнейшая держава Средиземноморья - Древний Рим - также использовала термин "логистика", подразумевая при этом распределение продуктов.

Позже термин "логистика" начинает встречаться в военных сочинениях. Византийский император Леон IV, живший в IX-X вв. н.э., использовал термин "логистика" в учебнике по военному делу в значении "тыл, снабжение войск". Это значение "логистика" сохраняет и до наших дней. Например, в Большом англо-русском словаре слово "Logistics" переводится как тыл, снабжение, материально-техническое обеспечение, организация и осуществление работы тыла.

Можно встретить и другое толкование термина "логистика". Живший в XVII-XVIII вв. немецкий философ-идеалист, математик, физик и языковед Г.В. Лейбниц называл логистикой математическую логику. Такое название математической логики и было официально закреплено в 1904 г. на философской конференции в Женеве.

В России в середине XIX в. согласно Военному энциклопедическому словарю, изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения.

На рубеже XX в. термин "логистика" в России широкого применения не имел: "...слово "логистика" в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления", - отмечалось в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1896). В более поздних отечественных энциклопедических изданиях и в словарях иностранных слов логистика снова трактуется как математическая логика.

В первой половине ХХ в. о логистике не вспоминали, не говоря уже о ее применении на предприятиях. Но в начале 60-х годов ХХ в. эта наука вновь заинтересовала практикующих экономистов и менеджеров различных стран мира.

Масштабное применение принципов логистики в практической экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов объясняется необходимостью сокращения интервалов времени между приобретением сырья и материалов и реализацией готовой продукции конечным потребителям или посредникам. Логистические методы и способы оптимизации движения различных материальных потоков позволяют сокращать излишние материальные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования. Они создают предпосылки для сокращения времени доставки готовой продукции, ускорения процесса получения информации, повышения уровня предпродажного и послепродажного сервиса.

Обоснованное применение принципов логистики нередко позволяет значительно сократить длительность производственно-коммерческого цикла ( рис. 1.1) и тем самым обеспечить дополнительную прибыль за счет увеличения числа оборотов денежных средств (при условии прибыльности деятельности предприятия).

Производственно-коммерческий цикл производства и реализации продукции

увеличить изображение
Рис. 1.1. Производственно-коммерческий цикл производства и реализации продукции

Если деятельность предприятия по производству и реализации продукции является убыточной, то сокращение длительности производственно-коммерческого цикла и ускорение оборачиваемости капитала может привести к получению прибыли, если происходит увеличение объема производства реализации продукции.

Логистика сегодня стала жизненно важным компонентом экономики. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Однако логистическая оптимизация движения материальных и связанных с ними финансовых и информационных потоков наиболее очевидна в рамках производственных предприятий с полным производственно-коммерческим циклом. В торговых организациях также происходит движение материальных потоков, создаются запасы и осуществляется складирование и транспортировка. Вместе с тем производственная стадия цикла при этом отсутствует. В некоторых сферах экономики (банковская, страховая деятельность, связь, медицина и т.п.) применение принципов логистики ограничено из-за специфики их деятельности.

Принципиальная новизна логистического подхода - органичная взаимная связь, интеграция транспортных, производственных и складских звеньев в единую систему движения материальных потоков (материалопроводящая система).

Цель логистического подхода заключается в сквозном и комплексном управлении материальными потоками. Главной общей задачей логистики считается создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающее высокое качество поставки готовой продукции потребителям, достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности предприятий и организаций к изменяющейся рыночной обстановке, повышение на рынке своей доли, получение преимуществ перед конкурентами. Примером частных задач логистики может служить оптимизация производственных и складских запасов, сокращение времени хранения и транспортировки грузов, определение потребности в сырье и материалах, выбор формы снабжения предприятия и т.д.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности многих предприятий и организаций, но лишь сравнительно недавно оно приобрело положение важной функции экономики. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей. В условиях рынка продавца спрос на продукцию значительно превышает предложение: практически все, что производится, быстро продается. У производителей не возникает проблем со сбытом, они не ощущают жесткой ценовой конкуренции и не стремятся к снижению издержек путем оптимизации движения потоковых процессов. В условиях рынка покупателя последний предъявляет свои требования к качеству и цене продукции. При прочих равных условиях покупается тот товар, который имеет меньшую цену при одинаковом качестве. Ценовая конкуренция приводит к необходимости снижать издержки, в том числе и в области управления материальными потоками.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.

Первые проблемы обеспечения процесса производства материальными ресурсами появились в 60-х годах XIX в., а причина их возникновения связана со значительным ростом затрат на содержание запасов и транспортировку готовой продукции. Поэтому предприятия начали проводить исследования в области продвижения материалопотока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортировку продукции. В связи с этим в экономике сформировалась новая наука - логистика.

Применение принципов логистики в российской экономике началось сравнительно недавно. Примерно до начала 70-х годов XX в. производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. В 70-х и начале 80-х годов прогрессивные руководители предприятий стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.

Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, около 60-70% составляют расходы на логистику ( рис. 1.2), т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. Постепенно пришло понимание того, что в этой области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности как продукции, так и предприятия. Энергетический кризис 70-х годов подтолкнул исследования в этом направлении.

Структура стоимости готовой продукции на пути от источников ресурсов до конечного потребителя

увеличить изображение
Рис. 1.2. Структура стоимости готовой продукции на пути от источников ресурсов до конечного потребителя

Главные причины, обусловливающие резкое возрастание интереса к логистике, заключаются в следующем:

  • обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости готовой продукции и улучшения качества поставок;
  • мировой энергетический кризис;
  • научно-технический прогресс, и в первую очередь компьютеризация управления, позволившая создавать модели логистических систем и процессов;
  • превращение рынка продавца в рынок покупателя.

Выделяют три этапа развития логистических принципов управления производством.

Первый этап - 60-е годы ХХ в. - характеризуется объединением складского хозяйства с транспортом и координацией их совместного использования. На этом этапе транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают взаимные связи. Они начинают "работать" на один экономический результат по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта.

Второй этап - середина 80-х годов. К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап осуществляется в настоящее время. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер ( рис. 1.3).

Третий этап развития логистики

увеличить изображение
Рис. 1.3. Третий этап развития логистики

История развития российской логистики существенно отличается от западной. В условиях государственного планирования хозяйственной деятельности начиная с 30-х годов XX в. в России ставились задачи оптимизации мощных грузовых потоков. Для их решения зачастую создавался уникальный методический аппарат.

В странах с развитой рыночной экономикой логистика развивалась в основном как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

Несмотря на отмеченные различия, ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя ( рис. 1.4).

Взаимодействие материального и информационного потоков

увеличить изображение
Рис. 1.4. Взаимодействие материального и информационного потоков

На этой схеме представлено движение двух видов потоков - материальных и информационных. Движение первых на всем пути от источника сырья до конечного потребителя происходит в одном направлении, в то время как информационные потоки движутся в обоих направлениях.

1.2. Концепция и принципы логистической деятельности

В современной экономической литературе приводится значительное количество определений логистики. Остановимся на одном из них.

Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе поставки материальных ресурсов до предприятия, их потребления в процессе производства и доставки готовой продукции до потребителя в соответствии с его потребностями. На всем этом пути движению материальных потоков способствует получение, хранение, обработка и передача соответствующей информации.

Объектом изучения логистики в основном являются материальные потоки, а также связанные с ними информационные и финансовые потоки.

Из определения логистики следует, что она является системой, содержащей функциональные области. Логистическую структуру можно выразить такими функциональными областями, как запасы, информация, складирование и складская обработка, транспортировка продукции и другие области.

Основные проблемы, которые решаются в этих областях:

  1. планирование материальных запасов;
  2. транспортировка продукции - выбор вида транспорта, составление графиков обслуживания потребителей;
  3. складирование и складская обработка - размещение складов, управление складской переработкой, упаковка и т.д.;
  4. информация - обработка заказов, прогнозирование спроса;
  5. другие функциональные области логистики - кадры, обслуживающее производство.

Запасы играют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Они позволяют экономично и эффективно функционировать всей производственной системе. Запасы могут быть сосредоточены непосредственно у производителя или их хранение может быть приближено к потребителю. В первом случае речь идет о производственных запасах, во втором - о запасах готовой продукции. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей производственной системы предприятия. Запасы готовой продукции позволяют быстро реагировать на изменение спроса потребителей, а производственные запасы обеспечивают равномерность работы производства.

Транспорт при логистическом подходе включает не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Учитываются все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель оплачивают наемный транспорт. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и степень надежности.

Складское хозяйство включает в себя складские помещения для хранения материальных ценностей, размещение складских помещений и их использование.

Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистемы, которая формирует заказы на поставку материальных ресурсов, требования об отгрузке и транспортировке готовой продукции, поддерживает оптимальный уровень запасов.

Концепция логистики представляет собой систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов. Основные ее положения сводятся к следующему.

  1. Реализация принципа системного подхода. Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем его протяжении, либо значительные его участки. При этом все звенья логистической цепи должны работать как единый механизм.
  2. Отказ от выпуска универсального технологического оборудования. Использование оборудования, соответствующего конкретным условиям. При выполнении определенной логистической операции должно использоваться не универсальное, а специально созданное для этой операции оборудование.
  3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает предпосылки для привлечения кадров, обладающих более высоким профессиональным уровнем.
  4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки. Одна из основных задач логистики - минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, что система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек в логистической цепи.
  5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограниченны. Поэтому все большее число предпринимателей обращаются к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности.

    Допустим, что на рынке функционируют несколько предприятий, поставляющих одинаковый товар и одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, кто в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например доставит товар точно в срок, в удобной таре и т.п.
  6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Основные логистические функции, возникающие между предприятиями, и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Основные логистические функции между предприятиями и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса
Название логистической функции Участник логистического процесса
транспорт общего пользования предприятия оптовой торговли коммерческо-посреднические организации склады готовой продукции предприятий-изготовителей
1. Формирование хозяйственных связей с поставщиками для поставки материальных ресурсов, их поддержание и корректировка + + +
2. Определение объемов и направлений материальных потоков + +
3. Прогноз объемов перевозок грузов + + +
4. Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение уровней каналов товародвижения +
5. Создание, размещение складов и управление хранением и преобразованием запасов + +
6. Управление запасами готовой продукции (товаров) в сфере обращения + +
7. Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения +
8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров[Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.] + +
9. Управление складскими операциями[Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2001.] + +

Также выделяют внутрипроизводственные логистические функции:

  1. планирование товара;
  2. планирование услуг;
  3. упаковка;
  4. снабжение производства сырьем, материалами, комплектующими частями и другими видами материальных ресурсов;
  5. пополнение запасов в системе распределения;
  6. контроль за производственными процессами;
  7. проектирование и развитие складского хозяйства предприятия;
  8. финансирование закупок оборудования;
  9. управление транспортом;
  10. управление запасами и др.

Все перечисленные функции взаимосвязаны. Критерии эффективности реализации логистических функций - достижение конечной цели, выраженной шестью правилами логистики:

  1. груз - нужный товар;
  2. качество - необходимого качества;
  3. количество - в нужном количестве;
  4. время - должен быть доставлен в нужное время;
  5. место - в нужное место;
  6. затраты - с минимальными совокупными затратами.

1.3. Методология исследования логистических систем

К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, следует отнести методы системного анализа, методы исследования операций, прогнозирование. Применение этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать интегрированные системы управления и контроля за их движением, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач.

Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования, т.е. исследования логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей. При этом под логистической моделью понимается любой образ, абстрактный или материальный, логистического процесса или логистической системы, используемый в качестве их заместителя.

Выделяют следующие виды моделей логистических систем.

По степени полноты подобия моделируемым объектам и процессам все модели делятся на изоморфные и гомоморфные.

Изоморфные модели - это модели, включающие практически все характеристики объекта или явления, способные заменить его. Если удается создать такую модель, то в этом случае можно точно предсказать поведение объекта. Подобные модели требуют больших ресурсов для создания; их можно построить для сравнительно простых систем.

В основе гомоморфных моделей лежит неполное подобие модели изучаемому объекту. При этом некоторые стороны реального объекта не моделируются совсем. В результате упрощается построение модели и интерпретация результатов исследования. Такие модели более часто используются при исследовании различных систем, явлений и процессов. Но полученные с их помощью результаты носят вероятностный характер, хотя и в некоторых случаях степень их достоверности очень высока.

Гомоморфные модели по признаку материальности делятся на материальные и абстрактные.

Материальные модели воспроизводят основные пространственные, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого объекта. К этой категории относятся, в частности, уменьшенные макеты производственных предприятий, организаций оптовой торговли, позволяющие решать вопросы оптимального размещения оборудования и организации грузовых потоков.

Абстрактное моделирование часто является единственным способом моделирования в логистике. Его подразделяют на символическое и математическое.

К символическим моделям относят языковые и знаковые модели.

Математическим моделированием называется процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта, называемого математической моделью. В логистике широко применяются два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное.

Аналитическое моделирование - это математический прием исследования логистических систем, позволяющий получать точные решения. Аналитическое моделирование осуществляется в три этапа.

Этап 1. Формулируются математические законы, связывающие элементы логистической системы. Законы записываются в виде некоторых функциональных соотношений (алгебраических, дифференциальных и т.д.).

Этап 2. Решаются уравнения, формулируются теоретические результаты.

Этап 3. Осуществляется сопоставление теоретических результатов с фактическими значениями исследуемых показателей или с реальными объектами. Определяется адекватность модели.

Наиболее полное исследование процесса функционирования системы можно провести, если известны явные зависимости, связывающие искомые характеристики с начальными условиями, параметрами и переменными системы. Однако на практике такие зависимости удается получить только для сравнительно простых систем. Для их преодоления необходимо первоначальную модель упростить.

К достоинствам аналитического моделирования относят большую силу обобщения и многократность использования.

Логистические системы функционируют в условиях неопределенности внешней среды. Внешняя среда кроме неопределенности характеризуется динамизмом: многие показатели деятельности предприятия меняются довольно часто. К тому же при управлении материальными потоками должны учитываться факторы, многие из которых носят случайный характер. В этих условиях создание аналитической модели, устанавливающей количественные соотношения между различными составляющими логистических процессов, может оказаться либо невозможным, либо слишком дорогим.

При имитационном моделировании закономерности, определяющие характер количественных отношений внутри логистических процессов, остаются непознанными. При моделировании меняются лишь условия протекания процессов на входе и в зависимости от этого - результаты, получаемые на выходе имитационной модели. Сама модель как бы представляет "черный ящик" с неизвестными процессами внутри.

Имитационное моделирование включает два основных процесса: первый - построение модели реальной системы (явления, процесса), второй - постановка экспериментов на этой модели и получение результатов.

При этом могут преследоваться такие цели:

  1. понять поведение логистической системы;
  2. выбрать стратегию, обеспечивающую наиболее эффективное функционирование логистической системы.

Как правило, имитационное моделирование осуществляется с помощью компьютеров.

Основные условия, при которых рекомендуется применять имитационное моделирование:

  1. не существует законченной математической постановки данной задачи либо еще не разработаны аналитические методы решения математической модели;
  2. аналитические модели имеются, но процедуры столь сложны и трудоемки, что имитационное моделирование дает более простой способ решения задачи;
  3. аналитические решения существуют, но их реализация невозможна вследствие недостаточной подготовки имеющегося персонала.

Таким образом, основным достоинством имитационного моделирования является то, что этим методом можно решать более сложные задачи. Имитационные модели позволяют достаточно просто учитывать случайные воздействия и другие факторы, которые создают трудности при аналитическом исследовании.

При имитационном моделировании воспроизводится процесс функционирования системы во времени. Причем имитируются элементарные явления, составляющие процесс с сохранением их логической структуры и последовательности протекания во времени.

Имитационное моделирование имеет некоторые недостатки. Основные заключаются в следующем.

  1. Исследования с помощью этого метода обходятся дорого.

    Причины этого:
    • для построения модели и экспериментирования на ней необходимы высококвалифицированные специалисты;
    • необходимо большое количество компьютерного времени, поскольку метод основан на статистических испытаниях и требует многочисленных расчетов;
    • модели разрабатываются для конкретных условий и, как правило, не тиражируются.

  2. Велика возможность ложной имитации. Процессы в логистических системах носят вероятностный характер и поддаются моделированию только при определенных допущениях.
Лекция 1 || Лекция 2 >