Совершенствование человека
С древнейших времен человеку свойственно желание стать лучше. Совершенствование – телесное, умственное, психическое, военное, социальное, техническое... современное общество воспринимает как благо, как позитивную ценность, которую следует поддерживать. Люди стараются улучшить свои способности, выносливость, преодолеть ограничения, связаные с биологическими характеристиками организма, основательно увеличить продолжительность жизни, повысить свой социальный статус и уровень безопасности.
Примеры совершенствования нетрудно найти в истории и мифологии. В античности – это образ Икара, в христианской традиции Средних веков – духовное совершенствование, место которого видится христианину Данте Алигъери в Раю и высшую точку которого он определяет словом transumanar, означающим выход за пределы человеческого мира (Данте, как считается, впервые ввел в обиход термин "трансгуманизм").
В истории – это Олимпийские игры Древней Греции, продолжением которых являются современные спортивные соревнования, на которых не только определяются сильнейшие спортсмены, но и перед каждым участником состязаний открывается перспектива выявить свои собственные предельные физические и психологические возможности, а максимальная цель соревнований – эти пороги преодолеть, поставив рекорд.
Однако совершенствование далеко не всегда понимается одинаково, одни интерпретируют его традиционно, как развитие навыков при помощи упражнений, другие же готовы использовать самые радикальные технологии, в том числе изначально приспособленные для лечения, чтобы улучшить свои телесные, интеллектуальные и психологические способности.
Пример возможного совершенствования человека – электронные имплантанты1The European Group on Ethics in Science and New Technologies, Opinion 20, Ethical aspects of ICT implants in the human body. EU 2005 (доступно онлайн - http://ec.europa.eu/bepa/european-group-ethics/docs/avis20_en.pdf). Европейская группа по этике науки и новых технологий – авторитетный коллектив экспертов в области науки, этики и права. Экспертная группа готовит тематические доклады, в которых дается этическая и юридическая оценка развития наиболее переспективных научных направлений и технологических достижений.. Имплантаты – это устройства, получающие питание от независимого источника энергии и использующие программные алгоритмы, которые выполняются при помощи небиологических средств – чипов, созданных на основе кремния. В медицинских целях имплантаты применяются для восстановления нарушенных функций тела (стимуляции) либо для частичной или полной замены функций отдельных частей тела (протезирования).
К имплантантам относится целый ряд электронных устройств, среди которых более всего распространены активные медицинские имплантанты. Например, кардиостимуляторы обеспечивают стабильную работу сердца. Кохлеарные имплантаты трансформируют речь и другие звуки в электрические импульсы, которые стимулируют слуховые нервные окончания во внутреннем ухе, частично возвращая слух пациенту. Имплантируемые дозаторы инсулина автоматически поддерживают необходимый уровень инсулина в крови.
В стадии разработки находятся технологии, направленные на улучшение способностей человека. Среди них чипы, которые позволят имплантировать кибер-память и устанавливать беспроводную и невербальную коммуникацию между людьми; искусственное видение – разработка имплантантов, делающих возможным видеть инфракрасные лучи; звуковой зуб – технология передачи звуковой информации во внутреннее ухо с использованием вибрации принимающих сигналы костей.
И здесь важно отметить, что различают терапевтическое и нетерапевтическое медицинское вмешательство, совершенствование же человека – пример нетерапевтического, нелечебного использования медицины. Так, следование назначению врача считается терапией, в то время как необязательная операция по наращиванию волос или косметическая операция либо же, предположим, увеличение роста, уже не могут быть отнесены к необходимым медицинским действиям, и пациент идет на них на свой страх и риск. Подобным же образом, если вообразить, что некто пожелал имплантировать себе кибер-память, то такую операцию нельзя будет назвать лечебной.
Конечно, далеко не всегда различие между терапевтическим и нетерапевтическим использованием новых технологий бывает очевидным, не всегда оно кажется справедливым пациентам, особенно в свете новых возможностей медицины. Несмотря на то, что врачебное сообщество по преимуществу настроено консервативно и ограничивает нелечебное использовние биомедицины, тенденция такова, что нетерапевтические услуги востребованы, так что их рынок расширяется.
Итак, нетерапевтическое использование достижений биомедицины может рассматриваться как совершенствование человека. Понять соблазн можно – с каждым десятилетием появляется много новых способов сделать тело и психику лучше: можно повысить когнитивные возможности, узнать заранее будущие способности ребенка на основании генетических тестов, увеличить мышечную массу или рост. Более того, достижения последних десятилетий в области генетики позволяют с достаточно высокой точностью предсказывать не только пол, но и многие болезни, и даже некоторые внешние данные еще нерожденного человека; экспериментальные методы в генетике позволяют модифицировать гены живых организмов, в том числе и человека. Конечно, подобные возможности привлекают внимание тех (к примеру, спортсменов), кто хотел бы развить свой организм, сделать его более выносливым. И хотя на практике медицинские технологии далеки от совершенства, однако уже сама надежда на подобные улучшения порождает непростые этические проблемы.
Например, если представить себе ситуацию, в которой спортсменам разрешили использовать генетическую модификацию клеток для повышения физических способностей, сразу возникает множество вопросов: имеем ли мы право вмешиваться в природу; каковы социальные последствия подобных вмешательств; не деградирует ли человек как биологический вид в результате подобных самосовершенствований? Подобные вопросы задаются философами и учеными, причем высказываются доводы как в пользу модификации человека, так и против, и всякий раз, когда становится известно о новом открытии, многие положения приходится пересматривать.
Причина этого проста – вопросы о совершенствовании человека не имеют однозначного решения. По сути, современный уровень знаний таков, что граница между случаем, предоставляемым природой, и волей стирается, и возникает новая реальность, когда свободная воля и ответственность становятся основным условием справедливости. Философ и теоретик права Рональд Дворкин подчеркивает этот страх перед ситуацией, в которой оказывается современный человек: "Мы боимся перспектив создания одних людей другими, потому что такая возможность смещает лежащую в основе наших ценностных масштабов границу между случайностью и принятым решением"2Рональд Дворкин. Цит. по Хабермас Ю. Будущее человеческой природы / С. 144. Ответственность перед лицом неопределенности существенно подрывает представления о справедливости и заставляет искать определенность в базовых принципах этики.
В свою очередь попытки выявить этические границы совершенствования человека заставляют обратиться к обсуждению того, что является неотъемлемой частью человеческого существа – достоинства человека.
Ecce Homo
Биомединциское совершенствование, конечно, не может быть исключительно частным делом отдельного человека. Сегодня технически можно предпринять попытку клонирования человека, однако практически подобная операция будет бесчеловечной по отношению к будущему клону. Зададимся вопросом: почему? Ведь подобные прогрессивные технологии могли бы серьезно продвинуть нас в знаниях и принести значительное благо будущим поколениям. Но вожделение этих возможных благ вступает в противоречие с нашими представлениями о человеке.
В самом деле, наиболее сильным препятствием для неграниченного применения достижений современной биомедицины оказываются сомнения относительно допустимости таких действий с точки зрения одного из фундаментальных принципов этики – принципа уважения человеческого достоинства.
Концепция человека, сложившаяся в европейской философской и культурной традициях, основывается на безоговорочном принятии ценности человека, и поэтому непредсказуемое изменение человека, скажем, на уровне генетики или при помощи клонирования, по сути может означать уход от всей этической традиции, сложившейся в прошлом и сегодня определяющей направление и границы легитимной медицины. Американский философ и социальный мыслитель Френсис Фукуяма, известный своей критикой совешенствования человека, в книге "Наше постчеловеческое будущее" предлагает обозначить эту константу как "фактор Х" - нечто присущее человеку, что будет потеряно в случае, если общество пойдет на либерализацию в отношении совершенствования человека.
Однако если фактор Х – скорее некое обширное направление гуманитарных исследований, то принцип достоинства, определяющий границы дозволенного и недозволенного в отношении человека, имеет широкое применение не только в биоэтике, но и в праве.
Возникновение этого принципа уходит корнями как в античную философию, так и в библейскую традицию. В наиболее ясной и широко известной форме он был выражен немецким философом Кантом, который связал идею достоинства с идеей нравственности и рациональной автономии. Для Канта: "... только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством"3Кант. И. Основоположения метафизики нравов. Собрание сочинений, т. 4, Изд. "Чоро" 1994, С. 212. Кант утверждает, что человек должен рассматриваться не в качестве только лишь средства, а в качестве цели в себе; реализуется же нравственность через способность воли человека к автономии.
Автономия воли и нравственный закон, присущие каждому, побуждают человека искать способы реализации своих собственных планов, идей и замыслов при том ограничении, что эти планы не допускают: а) нанесение вреда другому человеку; б) использование людей в качестве средства для достижения собственных целей и в) принуждение человека к какому-либо образу мысли, поскольку это ограничивает его автономию.
На практике эти моральные ограничения регулируют многие направления совершенствования человека, например, развитие генетических исследований свойств, которые могли бы передаваться по наследству, поскольку ученые не могут предсказать последствия подобных исследований для будущих поколений. Сюда же относится и запрет на клонирование, так как очень велика вероятность того, что созданные клоны будут страдать от физических недостатков.
Впрочем, принцип уважения достоинства является предметом широких дискуссий, и несмотря на то, что он служит краеугольным камнем существующей этики, его одного, конечно, недостаточно для этической оценки всего многообразия путей и форм совершенствования человека. Ключевым же вопросом современных дискуссий является не столько тот факт, что технологии играют все большую роль в жизни людей, сколько то, что в самом человеке заложено стремление к самосовершенствованию, ограничить которое не так-то просто.