Применение Mind Mapping'а
В прошлой лекции мы не только намекнули на то, что майндмеппинг применим в любой области человеческой деятельности, но и привели примеры конкретных способов его применения и поговорили о целевой аудитории метода "ментальных карт". Конечно, перечислить абсолютно все задачи, решаемые с помощью "ментальных карт", невозможно, но некоторые варианты применения этого подхода, представляющие для нас особый интерес, хотелось бы рассмотреть подробнее.
Mind mapping для профессионалов
Читатель мог бы спросить: какую именно профессию имеет в виду автор, собираясь говорить о применении "ментальных карт" в профессиональной деятельности? А ведь мы уже говорили, что данный подход применим везде и всегда. Просто для некоторых областей деятельности мы можем выделить специфичные для них задачи и способы их решения с помощью mind mapping'а, а в остальных случаях довольствуемся "общими" вариантами применения. Далее мы рассмотрим способы, позволяющие облегчить жизнь представителей различных профессий (за исключением менеджеров – о них мы поговорим отдельно, чуть позже, но в этой же главе), а также постараемся не забыть и о "регулярных" способах применения ментальных карт.
Майндмеппинг и продажи
А начнем мы с людей, занимающихся продажами товаров или услуг. Автор так и не смог определиться в корректном названии их профессии – с одной стороны, просто продавцами их называть как-то неправильно (хотя суть их деятельности это слово передает очень точно), с другой же, прочно укоренившиеся в последнее время названия "менеджер по продажам" или "менеджер-консультант" звучат весьма странно. В нашем понимании "менеджер" – это человек, который руководит ЛЮДЬМИ, отвечает за результативность осуществляемых этими людьми бизнес-процессов. А если следовать логике тех, кто изобретает благозвучные названия профессий, призванные произвести впечатление на неграмотного обывателя, то дворника можно назвать менеджером по клинингу, а сисадмина – менеджером по инфраструктуре.
Автор ни в коей мере не хотел бы обидеть представителей этих достойнейших профессий, но иногда его просто коробит от чрезмерного употребления английских и псевдоанглийских слов с целью напустить туману и создать видимость значимости. Внимательный читатель может поймать нас на слове – ведь ранее мы говорили о том, что хорошие английские слова (пусть даже написанные русскими буквами) ничем не хуже хороших русских слов. Но ведь в том случае речь шла о тех терминах, которые дословно и "осмысленно" перевести на русский невозможно (и термин "mind mapping" – хороший тому пример)! А если что-то можно сказать по-русски, то зачем искать иностранные аналоги, зачаровывающие невежд и вызывающие смех у людей, которые знакомы с данным языком?
Но вернемся к нашим "продажникам", как их называют в простонародье. Ноша их тяжела, ответственность огромна, а работа – просто непосильна. Совершить крупную сделку обычно (за редкими исключениями, объясняющимися чаще всего везением) означает потратить массу времени. Нужно увидеть возможность, выявить потребности клиента, провести анализ конкурентов, выработать стратегию, подготовить (и что немаловажно, презентовать) предложение, от которого клиент не сможет отказаться…
Майндмеппинг может помочь продавцу собрать и систематизировать информацию о клиенте и о конкурентах, спланировать свои действия, провести презентацию решения. Не говоря уже о том, что, собрав всю информацию о клиенте и все связанные с ним документы в одном месте, в виде одной, легкой для восприятия визуальной карты, мы облегчаем для себя процесс анализа ситуации и принятия решений. Так, к примеру, "ментальная карта" может служить своего рода информационной панелью (dashboard'ом, как говорят американцы), содержащей данные о прошлых, текущих и планируемых сделках и их деталях. Такой майндмеп поможет собрать статистику, спрогнозировать продажи и визуализировать свои цели.
Еще один вариант – организовать в виде майндмепа информацию о потребностях клиента, средствах, которые он готов потратить на удовлетворение этих потребностей (бюджет), целях клиента, структуре его компании, контактных данных ответственных сотрудников и т.д. А по мере того, как становятся доступными новые данные, карту можно и нужно дополнять и расширять. В конце концов, имея перед глазами полную картину будущей сделки, проще спланировать свои действия, чтобы заполучить столь вожделенный контракт!
Не стоит забывать и об использовании "ментальных карт" в качестве презентационных материалов. Майндмеп, содержащий все подробности предстоящей сделки, может сослужить хорошую службу во время презентации вашего предложения клиенту, произведя впечатление полной формализованности ситуации и полного контроля над ней, став для клиента последним аргументом "ЗА". Кстати, в нашем любимом MindManager"е для этой цели есть специальный режим – Presentation Mode.
В галереях MindJet и MatchWare можно отыскать не только шаблоны рассмотренных нами примеров применения "ментальных карт" в практике продаж, но и другие идеи для продавцов.