Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский
23.1. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский
Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.
Рассмотрим американскую, японскую и европейскую модели менеджмента.
В указанных моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.
В американской школе менеджмента содержатся следующие функции:
- планирование (включая миссию, цели и прогнозирование);
- организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов);
- связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений);
- обеспечение эффективности деятельности организации (включая, управление трудовыми ресурсами, функционированием операционных производственных систем).
В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:
- планирование;
- организация работы;
- оперативное руководство;
- мотивация;
- координация;
- контроль.
В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде:
- определение цели;
- получение информации;
- планирование;
- принятие решений;
- реализация;
- контроль.
Если сопоставить представленные школы менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности.
В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации.
В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.
В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.
Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.
В историческом разрезе можно рассматривать американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую - как занимающую промежуточное положение. Сравнительная характеристика американской и японской школ менеджмента в части принципов управления, особенностей управления, моделей управления, организации рынка труда, систем оплаты труда, систем качества представлена соответственно в табл. 23.1-23.6.
Принципы управления | Школа менеджмента | |
---|---|---|
Япония | США | |
Управление материально-техническими ресурсами | Производство по принципу точно вовремя ("канбан"), т. е. поставка ресурсов ровно в том объеме, который необходим в данный момент времени (т. е. жесткая экономия на материально-технических запасах) | Поставки крупных партий ресурсов с малой частотой (то есть меньшая требовательность к минимизации материально-технических запасов) |
Контроль качества | Комплексный контроль качества | Концепция "делать с первого раза" - комплексный контроль качества, включение ответственности за качество в каждую должностную инструкцию |
Комплексное профилактическое обслуживание оборудования | Производственным персоналом | Специальными ремонтно-профилактическими службами |
Система принятия решений | Право принимать решения предоставлено работникам, находящимся на ступень ниже, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью | Высокая степень централизации межфункциональных отношений при принятии решений |
Особенности управления | Школа менеджмента | |
---|---|---|
Япония | США | |
Средства достижения успеха | Огромное значение придается средствам достижения целей: искренность намерений, чистосердечность ценится независимо от результата | Значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от испльзованных им для этого средств |
Направленность действий | Направленность на служение людям, обществу - альтруизм, как возможность сделать себе имя | Значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от испльзованных им для этого средств; даже в действиях, направленных на пользу общества, прослеживается поиск личной выгоды |
Решение проблем | Поиск компромисса, примирения, переговоров, стремление избегать раскола, добиваться "гармонии", постепенного сближения позиций друг друга | Решение проблем в борьбе с партнером, в спорах, где каждая сторона настаивает на своем |
Отношение к прибыли | Мало заботятся о быстрой прибыли, как стратеги смотрят в дальнюю перспективу | Компания каждые три месяца вынуждена доказывать, что она прибыльна, иначе служащие окажутся без работы |
Связь с предприятием | Высокая - отношениями преданности и взаимной отвественности, пожизненный найм | Низкая - отсутствие отношений преданности и взаимной ответственности, частая смена работы |
Модели управления | Школа менеджмента | |
Япония | США | |
Общая характеристика модели управления | Горизонтальная модель - отсутствие централизованных служб контроля и распределения потока материальных ресурсов; прямые связи между руководителями горизонтальных подразделений без участия координаторов | Вертикальная модель - иерархическая координация характеризуется тем, что каждая функциональная единица имеет лишь одного прямого начальника и не связана с другими единицами. |
Число уровней управления | 5 | 11—12 |
Взаимодействие подразделений | Интегрирование производственных и информационных потоков с целью успешного реагирования на изменение ситуации на рынке при наличии минимальных запасов | Поточная систем производства с "выталкиванием" обрабатываемых изделий независимо от готовности следующего участка принять их на обработку при централизованной координации |
Координация | Цеха являются узловыми точками коммуникационной сети, то есть нижерасположенные цеха "командуют" вышерасположенными | Осуществляется сверху вних центральными службами |
Влияние подчиненных на руководителя | Подчиненные относятся к руководителям с большим уважением | репутация менеджера среди подчиненных непосредственно влияет на его собственную карьеру, то есть начальник является объектом неформального наблюдения со стороны подчиненных |