Прошел курс "Безопасность информационных систем". 18 марта, осуществил оплату. До сих пор не пришел сертификат на почту в pdf. |
Концепции и аспекты обеспечения информационной безопасности
Понятия экономической и информационной безопасности. Ключевые вопросы ИБ
Информация давно перестала быть просто необходимым для производства материальных ценностей вспомогательным ресурсом — она приобрела ощутимый стоимостный вес, который четко определяется реальной прибылью, получаемой при её использовании, или размерами ущерба, наносимого владельцу информации. Создание технологий и индустрии сбора, переработки, анализа информации и её доставки конечному пользователю порождает ряд сложных проблем. Одной из таких проблем является надежное обеспечение сохранности и установленного статуса информации (актуальности, полноты, непротиворечивости, конфиденциальности), циркулирующей и обрабатываемой в информационно-вычислительных системах и сетях, а также безопасность самих систем и технологий.
Современное развитие информационных технологий и, в частности, технологий Internet/Intranet, приводит к необходимости защиты информации, передаваемой в рамках распределенной корпоративной сети, использующей сети открытого доступа. При использовании своих собственных закрытых физических каналов доступа эта проблема так остро не стоит, так как в эту сеть закрыт доступ посторонним. Однако выделенные каналы может себе позволить далеко не любая компания. Поэтому приходится довольствоваться тем, что есть в распоряжении компании. А есть чаще всего Internet. Поэтому приходиться изобретать способы защиты конфиденциальных данных, передаваемых по фактически незащищенной сети.
Безопасность информационных технологий (ИТ) и систем (ИС) является одной из важнейших составляющих проблемы обеспечения экономической безопасности организации. Переход к новым формам государственного и хозяйственного управления экономикой в России в условиях дефицита и противоречивости правовой базы породил целый комплекс проблем в области защиты данных, информации, знаний и самих ИКТ. Это и своеобразие становления рыночных отношений, и отсутствие обоснованных концепций реформ, и отставание в области применения современных информационных технологий в управлении и производстве. Обострение этих проблем выдвинули на первый план вопросы обеспечения национальной, социальной и корпоративной безопасности, в том числе и в информационной сфере.
В 1983 году министерство обороны США выпустило "Оранжевую книгу" — "Критерии оценки надежных компьютерных систем" ["Trusted Computer System Evaluation Criteria (TCSEC)". — USA, Department of Defense, 5200.28-STD, 1993], положив тем самым начало систематическому формированию знаний об информационной безопасности (ИБ) за пределами правительственных ведомств.
Во второй половине 1980-х годов аналогичные по назначению документы были изданы в ряде европейских стран [Information Technology Security Evaluation Criteria (ITSEC). Harmonised Criteria of France-Germany-Netherlands-United Kingdom. — Department of Trade and Industry, London, 1991].
В 1992 году в России Государственная техническая комиссия при Президенте РФ (Гостехкомиссия РФ) издала серию документов, посвященных проблеме защиты от несанкционированного доступа.
"Оранжевая книга" и последующие подобные издания были ориентированы в первую очередь на корпоративных разработчиков программного обеспечения и информационных систем, а не на пользователей или системных администраторов. Динамичное развитие вычислительной техники, компьютерных технологий и широкое применение их в бизнесе показало, что информационная безопасность является одним из важнейших аспектов интегральной безопасности на всех уровнях — национальном, корпоративном или персональном. Для иллюстрации можно привести несколько примеров.
В 2012 году в США был опубликован годовой отчет "Компьютерная преступность и безопасность: проблемы и тенденции" ("Issues and Trends: 2012 CSI/FBI Computer Crime and Security Survey"). В отчете отмечается увеличивающийся рост числа компьютерных преступлений (39% из числа опрошенных). Информационные системы 28% респондентов были взломаны внешними злоумышленниками. Атакам через Internet подвергались 77%, в 59% случаев отмечались нарушения со стороны собственных сотрудников. В большом числе компаний (31%) вообще не следили за состоянием безопасности своих компьютерных и сетевых систем, полагаясь на защитные модули компьютерных программ и приложений. В аналогичном отчете, опубликованном в апреле 2013 года, тенденция осталась прежней:
- 90% опрошенных (преимущественно из крупных компаний и правительственных структур) сообщили, что за последние 12 месяцев в их организациях имели место нарушения информационной безопасности;
- 78% констатировали значительные финансовые потери от этих нарушений;
- 49% оценили потери количественно — их общая сумма составила более 640 млн. долларов.
Согласно результатам совместного исследования Института информационной безопасности США и ФБР, в 2012 году ущерб от компьютерных преступлений достиг более 900 миллионов долларов, что на 34% больше, чем в 2011 году. Каждое компьютерное преступление наносит ущерб примерно в 200-300 тысяч долларов. Потери крупнейших компаний, вызванные компьютерными вторжениями, продолжают увеличиваться, несмотря на рост затрат на средства обеспечения безопасности ("Internet Week", 2013 г.).
Наибольший ущерб, по исследованиям Gartner Group, нанесло манипулирование доступом во внутреннее информационное пространство: кражи данных и информации из корпоративных сетей и баз данных, подмена информации, подлоги документов в электронном виде, промышленный шпионаж. Наряду с возрастанием числа внешних атак в последние годы отмечается резкий рост распространения вирусов через Интернет.
Однако, увеличение числа атак и распространение вирусов еще не самая большая неприятность — постоянно обнаруживаются новые уязвимые места в программном обеспечении. В информационных письмах Национального центра защиты инфраструктуры США (National Infrastructure Protection Center USA — NIPC) сообщается, что за период с 2000 по 2012 годы выявлено несколько десятков существенных проблем с программным обеспечением, риск использования которых оценивается как средний или высокий. Среди "пострадавших" операционных платформ — почти все разновидности ОС Unix, Windows, Mac OS, .NET. В таких условиях специалисты и системы информационной безопасности должны уметь противостоять внешним и внутренним угрозам, выявлять проблемы в системах защиты программного обеспечения и на основе соответствующей политики вырабатывать адекватные меры по компенсации угроз и уменьшению рисков.
При анализе проблематики, связанной с информационной безопасностью (ИБ), необходимо учитывать специфику данного аспекта безопасности, состоящую в том, что информационная безопасность есть составная часть разработки, внедрения и эксплуатации информационных систем и технологий — области, развивающейся беспрецедентно высокими темпами.
К сожалению, современная технология программирования не позволяет создавать полностью безошибочные и безопасные программы. Поэтому следует исходить из того, что необходимо создавать надежные системы ИБ с привлечением не стопроцентно надежных программных компонентов (программ)!
В принципе, это возможно, но требует соблюдения определенных принципов архитектурного построения программных комплексов и контроля состояния защищенности программно-аппаратного обеспечения, телекоммуникационных устройств и сетей на всем протяжении жизненного цикла ИС.
Экономическая и информационная безопасность. Составляющие информационной безопасности
Для чего необходимы знания по основам информационной безопасности? Как строить безопасные, надежные системы и сети? Как поддерживать режим безопасности информации в системах и сетях? Бурное развитие техники, новейших компьютерных технологий и широкое применение их в бизнесе показало, что информационная безопасность является одним из важнейших аспектов интегральной безопасности, на каком бы уровне ни рассматривать эту проблему — национальном, корпоративном или персональном.
Необходимость реализации, сопровождения и развития систем ИБ — это оборотная сторона широкого использования информационных технологий, так как наступление нового этапа развития ИТ закономерно приводит к быстрому падению уровня информационной безопасности (рис. 1.1).
Отметим ещё одну существенную — можно сказать парадоксальную — особенность развития информационных технологий: технологии постоянно усложняются, однако квалификация нарушителей и злоумышленников понижается (рис. 1.2). Это происходит оттого, что новые средства создания программного кода и сетевые технологии изначально строятся так, чтобы они были доступны пользователям, не обладающим высокой профессиональной подготовкой.
В "Доктрине информационной безопасности Российской Федерации" защита от несанкционированного доступа к информационным ресурсам, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем выделены в качестве важных составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере. К настоящему времени сложилась общепринятая точка зрения на концептуальные основы ИБ. Суть ее заключается в том, что подход к обеспечению ИБ должен быть комплексным, сочетающим меры следующих уровней:
- законодательного — федеральные и региональные законы, подзаконные и нормативные акты, международные, отраслевые и корпоративные стандарты;
- административного — действия общего и специального характера, предпринимаемые руководством организации;
- процедурного — меры безопасности, закрепленные в соответствующих методологиях и реализуемые ответственными менеджерами и персоналом предприятия;
- научно-технического — конкретные методики, программно-аппаратные, технологические и технические меры.
Главными принципами обеспечения безопасности в соответствии с законом РФ "О безопасности" являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность перечисленных субъектов, интеграция системы безопасности в рамках компании, общества, государства, взаимодействие с международными системами безопасности.
Экономическая безопасность предпринимательской деятельности и хозяйствующего субъекта можно определить как "защищенность жизненно важных интересов государственного или коммерческого предприятия от внутренних и внешних угроз, защиту кадрового и интеллектуального потенциала, технологий, данных и информации, капитала и прибыли, которая обеспечивается системой мер правового, экономического, организационного, информационного, инженерно-технического и социального характера" [Грунин О. А., Грунин С. О., 2002].
Стратегия обеспечения экономической безопасности Российской Федерации строится на основании официально действующих правовых и нормативных актов, основными из которых являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон "О безопасности" от 5 марта 1992 г. с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г.;
- Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренная Указом Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 г.;
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации, введенная Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г.
Исходя из необходимости достижения целей обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности, можно выделить следующие основные проблемные направления:
- организацию эффективной защиты материальной, финансовой и интеллектуальной собственности,
- защиту информационных ресурсов предприятия,
- эффективное управление ресурсами и персоналом.
В современных условиях коммерческий успех любого предприятия в большой степени зависит от оперативности и мобильности бизнеса, от своевременности и быстроты принятия эффективных управленческих решений. А это невозможно без надежного и качественного информационного взаимодействия между различными участниками бизнес-процессов. Сегодня предприятия в качестве среды для информационного обмена все чаще используют открытые каналы связи сетей общего доступа (Internet) и внутреннее информационное пространство предприятия (Intranet). Открытые каналы Internet/Intranet намного дешевле по сравнению с выделенными каналами. Однако сети общего пользования имеют существенный недостаток — открытость и доступность информационной среды. Компании не могут полностью контролировать передачу и приём данных по открытым каналам и при этом гарантировать их целостность и конфиденциальность. Злоумышленникам не составляет особого труда перехватить деловую информацию с целью ознакомления, искажения, кражи и т. п.
Информационная безопасность. В общем случае ИБ можно определить как "защищенность информации, ресурсов и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений — производителям, владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуре" [Галатенко В. А., 2006].
Информационная безопасность не сводится исключительно к защите от несанкционированного доступа к информации — это принципиально более широкое понятие, включающее защиту информации, технологий, систем, материальных и нематериальных активов и персонала (рис. 1.3).
Требования по обеспечению безопасности в различных аспектах информационной деятельности могут существенно отличаться, однако они всегда направлены на достижение следующих трёх основных составляющих информационной безопасности (рис. 1.4):
- целостность — это, в первую очередь, актуальность и непротиворечивость информации, её защищенность от разрушения и несанкционированного изменения: данные и информация, на основе которой принимаются решения, должны быть достоверными, точными и защищенными от возможных непреднамеренных и злоумышленных искажений;
- конфиденциальность — засекреченная информация должна быть доступна только тому, кому она предназначена: такую информацию невозможно получить, прочитать, изменить, передать, если на это нет соответствующих прав доступа;
- доступность (готовность) — это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу: данные, информация и соответствующие службы, автоматизированные сервисы, средства взаимодействия и связи должны быть доступны и готовы к работе всегда, когда в них возникает необходимость.
Деятельность по обеспечению информационной безопасности направлена на то, чтобы не допустить, предотвратить или нейтрализовать:
- несанкционированный доступ к информационным ресурсам (НСД, Unauthorized Access — UAA);
- искажение, частичную или полную утрату конфиденциальной информации;
- целенаправленные действия (атаки) по разрушению целостности программных комплексов, систем данных и информационных структур;
- отказы и сбои в работе программно-аппаратного и телекоммуникационного обеспечения.
Для большинства государственных и коммерческих организаций вопросы защиты от несанкционированного доступа и сохранности данных и информации имеют более высокий приоритет, чем проблемы локальных неисправностей компьютерного и сетевого оборудования. Напротив, для многих открытых организаций (общественных, учебных) защита от несанкционированного доступа к информации стоит по важности отнюдь не на первом месте. Таким образом, правильный с методологической точки зрения подход к проблемам информационной безопасности начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных технологий и систем (ИТ/ИС).