Оценки по каким дисциплинам идут в приложение к диплому по профессиональной переподготовке "Современные образовательные технологии"? |
Знакомство с социальными сетями
Что мы знаем о социальных сетях
Неспециализированные социальные сети - назовем "сетями общего профиля" - мы понимаем сообщества в Интернете, не имеющие ограничений ни по каким параметрам и не имеющие никакой тематической специализации. Такие социальные сети дают возможность достаточно быстро установить неформальный контакт. В соц. сетях люди оказываются более открытыми, чем в реальной жизни, в большей степени готовыми делиться информацией.
Специализированные социальные сети обычно являются платформой для сообщества специалистов. Они называются сообществами практиков (Community of Practice, СоР) и преследуют сугубо практические цели. Сообщества практиков могут состоять из ученых, учителей, инженеров, специалистов по маркетингу и продажам и других специалистов. Причем эти сообщества не обязательно должны быть ограничены рамками одной компании, а могут объединять людей со схожими интересами в разных организациях по всему миру. Сообщества практиков отличаются от сообществ по интересам - его участников объединяет не только стремление к некой области знаний, но и желание сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике.
Социальная сеть в образовательном формате
Социальные сети в образовательном формате в первую очередь являются инструментом внутренних учебных коммуникаций. Для учебных заведений, имеющих большое количество филиалов, учебная социальная сеть может стать инструментом взаимодействия сотрудников между собой часто в целях быстрого получения нужной информации, оказания взаимопомощи. В современном, стремительно развивающемся мире информационных технологий способы работы быстро изменяются, наделяя большим конкурентным преимуществом тех, кто использует новые инструменты, которые предлагают рассредоточенным работникам и распределенной сети партнеров и потребителей контекстный, быстрый и упрощенный обмен информацией и способ сотрудничества. В образовании одним из таких подходов является Е Learning 2.0. Технология создания социальной сети как модели обучения. Е Learning 2.0 относится к концепции внедрения инструментов и технологий Web 2.
Таким образом Е Learning 2.0 - это совокупность технологий и практических решений для учебного процесса, которая способна эволюционировать вместе с учебным заведением. Благодаря своей простоте и открытости (юзабилити в несколько раз выше, чем в Е Learning), подход Е Learning 2.0 помогает сфокусировать коллективный разум на решении учебных задач через компетенции, упорядочить и оптимизировать создание каналов коммуникации преподавателя со слушателями и среды общения для студентов.
Известно, что среднестатистический российский студент проводит в онлайновых социальных сетях от 5 минут до 2 часов в день, каждый пятый пользователь таких сетей тратит на это более одного часа в день. Снабженная удобными инструментами для размещения, поиска, классификации данных и связей между слушателями и объектами, социальная сеть, формируемая на основе технологии Е Learning 2.0 позволяет решать целый комплекс задач, связанных с учебным процессом и обучением:
Для родителей создается информационная площадка для получения актуальной информации об успеваемости и текущем развитии учебного процесса.
Создается возможность проведения интервью, получения оперативных событий по актуальным информационным поводам.
Взаимодействие учащихся
Решения Е Learning 2.0 позволяет реализовать комфортную среду для взаимодействия с преподавателем, друзьями, сокурсниками, родителями, повышая их лояльность и улучшая эффективность сотрудничества.
Контрагенты в рамках своего слоя смогут оперативно решать вопросы учебного взаимодействия. В рамках Е Learning 2.0 доступен широкий функционал для организации эффективных обучающих процессов: возможность публиковать интерактивные статьи и видео материалы является решением таких задач.
Создание и управление сообществом студентов позволяет решить несколько классов задач:
- Создание коллективной базы знаний по учебному процессу и услугам преподавателей, системой поиска и подпиской. Студенты получают возможность прямого общения и обсуждения качества учебного процесса.
- Создание эффективных инструментов управления доступом к информации о последних новостях учебного заведения, кафедры, свежих учебных материалах, мероприятиях и планах.
- Проведение маркетинговых и рекламных акций для презентации учебных материалов и услуг учебного заведения.
- Механизм сбора и анализа обратной связи. Служба поддержки учащихся получает возможность отслеживания наиболее часто возникающих вопросов и проблемных моментов в обслуживании учащихся.
Создание социальной образовательной сети
Для создания эффективной социальной сети для учебной среды требуется экспертиза в различных областях: наличие опыта в реализации и управлении социальными сетями в Интернете; экспертиза в образовательном и корпоративном консалтинге по вопросам обучения. При отсутствии любой из этих ключевых экспертиз, какая-то часть решения образовательных задач окажется упущенной и решение в целом не будет эффективным.
Этапы создания учебной социальной сети:
Этапы создания учебной социальной среды Е Learning 2.0 могут быть модифицированы в зависимости от специфики учебного заведения:
- Анализ учебных моделей и разработка концепции использования сервисов Интернет и социальных сетей в учебных целях.
- Настройка, внедрение и запуск системы в эксплуатацию, включая разработку дополнительных расширений, интеграции с существующими в учебном заведении учебными приложениями.
- Обучение персонала, сопровождение и поддержка в процессе эксплуатации системы.
Обучение в социальных сетях
Для начала определим, что подразумевает под собой E-Learning 2.0 и Social learning. Прежде всего, прошу вас не путать Social Learning с Social Media. Публикация учебных материалов на странице учебного урока в Facebook или в Windows Live и последующее вовлечение туда учеников означают, что вы в полной мере начали использование социальных сетей в форме E-Leaming 2.0, которое подразумевает более высокий уровень взаимодействия с пользователями. Ещё один инструмент, который большинством специалистов стал восприниматься как синоним понятия "социальное обучение". Речь идёт об определенном использовании сервиса Twitter с заведомо обозначенной темой и хеш-тегом, когда специалисты общаются на заранее заданную тему и следят за появлением свежих вопросов и комментариев в прямом эфире. Но синхронным обучением это сложно назвать, так как хоть такие чаты и организовываются в определенный день и час, пользователи могут продолжать участвовать в них и после того, как все разойдутся. Это всего лишь ещё одна сетевая среда или инструмент с набором правил.
Когда речь заходит о социальном обучении, необходимо реализовывать не столько технологии и инструменты, сколько систему взаимодействия и обмена информацией между людьми. Социальное обучение - это демократичность в рабочей среде. Когда применяется такая парадигма, студент может задать вопрос преподавателю, другу вне зависимости от статуса обоих и быть уверенным, что не нарвется на грубость, а получит ответ по существу. Социальное обучение - это полная автономность и независимость участников. Это обращение к социуму в момент появления соответствующей потребности. Упомянутые ситуации необходимо спланировать заранее. Задача учебного заведения - попытаться создать подходящие условия для эффективного разрешения возникающих сложностей и предоставить удобную среду для размещения актуальных в данный момент вопросов. В Social Learning вы не можете применять подготовленные заранее учебные материалы и навязывать их студентам. Наиболее точно описывает социальное обучение понятие "just-in-time learning", что я бы перевёл на русский как "обучение по потребности". Это целое направление в E-Leaming 2.0, которое подразумевает обучение по конкретной теме в тот момент, когда у студента возникает потребность в знаниях по определенному вопросу. Лишь в этот момент учебное заведение должно предоставить ему необходимую информацию и дать ответы на его запрос.