Опубликован: 02.09.2009 | Доступ: свободный | Студентов: 3160 / 887 | Оценка: 4.29 / 3.73 | Длительность: 17:49:00
Специальности: Системный архитектор
Дополнительный материал 3:

Программы основных дисциплин

3.1. Программа дисциплины "Управление развитием информационных систем"

I. Пояснительная записка

Требования к студентам

Изучение дисциплины предполагает наличие высшего профессионального образования, подтвержденное документом государственного образца. Дисциплина преподается в течение первого семестра магистратуры.

Аннотация

Целью дисциплины "Управление развитием информационных систем" является получение теоретических знаний о принципах управления, а также практических навыков по разработке стратегий развития информационных систем для обеспечения поддержки реализации стратегий развития основной деятельности компаний и органов госуправления.

Дисциплина является важной составной частью теоретической подготовки специалиста в области ИТ-консалтинга и занимает существенное место в его будущей практической деятельности. Она обеспечивает возможность эффективной работы специалиста в ИТ-службах предприятий и государственных учреждений. На этой дисциплине базируется изучение всех специальных дисциплин по профилю подготовки ИТ-консультанта.

Дисциплина включает в себя комплекс теоретических основ и методов, которые обеспечивают целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленных на повышение эффективности владения и развития информационных систем для достижения бизнес-целей организаций и создания новых конкурентных преимуществ.

Программа предусматривает ряд практических и семинарских занятий по каждой теме дисциплины. При этом практические занятия проводятся по тем вопросам и практическим задачам дисциплины, решение которых требует разбора конкретных типовых ситуаций. С этой же целью ряд практических задач предполагается решать путем разработки специальных ситуационных примеров, а также рассмотрения и анализа содержания реальных проектов.

В самостоятельную работу студента входит закрепление основного теоретического материала, освоение дополнительного теоретического материала по указанию преподавателя, а также подготовка к семинарским и практическим занятиям.

Учебная задача дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать принципы формирования бизнес-стратегий, методы анализа состояния информационных систем, характеристики рынка информационных технологий, роль ИТ в достижении бизнес-целей организаций, принципы и методы организации управления развитием информационных систем, мировой опыт планирования развития информационных систем.
  • Уметь анализировать и формировать показатели эффективности использования информационных технологий в организациях, разрабатывать стратегии развития информационных систем, формировать портфель инвестиционных ИТ-проектов, рационально организовывать работу службы ИТ и взаимодействие с вендорами и партнерами.
  • Иметь представление о тенденциях развития мирового и российского рынка информационных технологий, методах управления современными организационно-экономическими системами, перспективах развития информационных систем в бизнесе и сфере госуправления и психологических аспектах внедрения информационных систем.

II. Содержание программы

Тема 1. Введение. Назначение и содержание стратегии развития информационных систем

Миссия и цели организации. Назначение и содержание стратегии развития информационных систем. Задачи, решаемые в ходе разработки стратегии. Определение роли информационных технологий в развитии бизнеса и организации управления. Характеристика бизнеса организации.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Чем отличается миссия организации от ее целей?
  2. Для чего нужна стратегия? Какие задачи она решает?
  3. Сформулируйте роли информационных технологий в развитии бизнеса организаций и в деятельности органов госуправления.
  4. Какие основные характеристики описывают бизнес организации?
Тема 2. Анализ состояния информационных систем

Идентификация существующих информационных систем и бизнес процессов, которые они поддерживают. Цели и функциональное назначение действующих систем (задач). Бизнес процессы, поддерживаемые системами (задачами). Адекватность используемых технологических решений и продуктов (архитектуры систем), корректность отношений с вендорами и внешними поставщиками ИТ-услуг. Эффективность технологии эксплуатации систем (задач). Качество организационно-технической документация по системам (задачам). В т.ч. технических заданий, проектной документации. Степень удовлетворенности конечных пользователей и покрытия их информационных потребностей действующими системами. Уровень подготовленности персонала. Наличие обученных групп пользователей. Планы обучения. Статус систем (задач) в Компании. Наличие актов приемки в эксплуатацию, программ и методик испытаний, приказов о внедрении систем. Характеристика ИТ - инфраструктуры. В т.ч., состояние и состав аппаратного обеспечения, системного ПО, обеспечение информационной безопасности . Стоимостные оценки поддержки текущего состояния ИТ. Организация управления ИТ, планы работ по развитию ИТ. Анализ существующих планов развития и предлагаемых проектов в аспекте их соответствия информационным потребностям, стратегии развития бизнеса и организации управления. Анализ проблемных областей. Методы анкетирования, проведения интервью и круглых столов при проведении анализа.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Перечислите области анализа состояния информационных систем.
  2. Опишите структуру анкет и сценарий круглого стола для получения исходных данных.
  3. Как определить уровень квалификации персонала?
  4. Как идентифицируются проблемные области?
Тема 3. Построение портфеля инвестиционных ИТ-проектов

Общая картина будущего состояния информационных технологий. Идентификация и детализация основных направлений развития информатизации. Портфель инвестиционных проектов по развитию информатизации. Регистр ожидаемых результатов от реализации портфеля выбранных проектов. Оценки необходимых ресурсов. Организационная модель развития информационных технологий. Основные принципы управления процессом развития и контроля за соответствием получаемых результатов регистру ожидаемых. Перспективный план реализации стратегии.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Сформулируйте основные направления развития информационных систем.
  2. Как осуществляется приоритизация ИТ-проектов и оценка необходимых инвестиций?
  3. Какие задачи стоят перед службой ИТ?
  4. Опишите процедуры формирования плана реализации стратегии и контроля за его выполнением.
Тема 4. Организация работы с вендорами и партнерами

Категории партнеров. Поставщики оборудования, программных продуктов и услуг. Критерии выбора партнеров. Роль системного интегратора в процессе развития информационных систем. Управление взаимодействием. Основы договорной практики. Механизмы ценообразования. Организация тендеров на поставку оборудования и внедрение информационных систем.

Контрольные вопросы по теме:

  1. 1. Назовите категории вендоров, партнеров и контрактов.
  2. 2. Опишите процедуры организации тендеров и критерии выбора партнеров.
  3. 3. От чего зависит ценообразование в контрактах на поставку лицензий, оборудования и услуг?
  4. 4. Какова роль системного интегратора?

Ш. Тематика домашнего задания:

  1. Разработка презентации ИТ - компании
  2. Разработка коммерческого предложения на внедрение корпоративной информационной системы условного предприятия
  3. Разработка стратегии развития информационных технологий условной организации

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Приведите примеры определений миссии и целей организации
  2. Опишите структуру документа "Стратегия развития ИС"
  3. Для чего нужна стратегия?
  4. Какие роли выполняют ИС в деятельности организаций?
  5. Каким образом описывается основная деятельность организаций?
  6. Приведите пример описания профиля компании
  7. Какие исходные данные нужны для анализа состояния ИС?
  8. Какие методы применяются для сбора исходных данных?
  9. Что такое статус ИС в организации и как он определяется?
  10. Как определяется уровень подготовки пользователей и персонала службы ИТ?
  11. Как выявляются информационные потребности руководителей и сотрудников?
  12. Опишите процесс идентификации проблемных областей
  13. Что такое матрица направлений развития ИС?
  14. Как происходит приоритизация направлений развития ИС?
  15. Как осуществляется переход от матрицы направлений к портфелю проектов?
  16. Что такое регистр ожидаемых результатов?
  17. Как производится оценка ресурсов, необходимых для реализации проекта?
  18. Какие функции должна выполнять служба ИТ?
  19. Дайте определение вендору и партнеру, приведите примеры
  20. Назовите типы контрактов на сопровождение и развитие ИС
  21. Какие документы входят в состав тендерной документации?
  22. Опишите типовую процедуру проведения тендера на внедрение ИС
  23. Как формируются цены на ИТ-инфраструктуру, программные продукты и услуги?
  24. Какие функции выполняет системный интегратор?
Надежда Артюх
Надежда Артюх
Курс Методологии проектирования и внедрения корпоративных информационных систем
Олег Антонов
Олег Антонов