Опубликован: 02.05.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 2036 / 587 | Длительность: 24:00:00
Тема: Экономика
Лекция 5:

Расходы государственных финансов

< Лекция 4 || Лекция 5: 12345 || Лекция 6 >

5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов

Расходы федеральных, региональных и муниципальных органов управления в традиционной системе государственных финансов рассматриваются как платежи, связанные с осуществлением этими органами своих функций. С их помощью реализуются политические, социальные и экономические цели. Общий объем платежей органов власти определяется не только расходами, но и кредитованием. Поэтому расходы и чистое кредитование объединяются в общую категорию "расходов и чистого кредитования". Целесообразность объединения расходов и чистого кредитования в общую категорию "расходов и чистого кредитования" обусловлена тем, что кредитование ведет к увеличению государственных платежей и вместе с расходами определяет величину дефицита.

Расходы органов управления - это платежи, не подлежащие возврату, т. е. платежи, которые не создают и не погашают финансовых требований независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными, текущими или капитальными. Расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных и муниципальных служащих, социальных выплат, официальных трансфертов другим органам государственного и муниципального управления и обслуживания (процентных выплат) государственного долга. В расходы включаются также переданные официальные трансферты. Категория расходов не включает платежи в счет погашения государственного долга, которые рассматриваются как финансирование, а также чистое кредитование. При формировании финансов сектора государственного управления расходы отражаются на валовой основе.

Органы власти осуществляют расходы как из бюджетов различных уровней, так и из внебюджетных фондов. Поступающие в бюджеты средства обезличиваются. Это позволяет органам власти свободно маневрировать имеющимися финансовыми ресурсами. Бюджетным кодексом РФ также законодательно закреплен принцип общего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджетной системы и поступлениями из источников финансирования его дефицита, а доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.

Чистое кредитование. Государственное финансирование осуществляется в форме безвозвратных расходов и форме кредитования. Кредитование отличается от расходов тем, что при выдаче кредита возникают обязательства по его возмещению. Различают валовое и чистое кредитование. Чистое кредитование определяется как разность валового предоставления ссуд и приобретения акций и валовой величины погашенных кредитов, выданных ранее, и выручки от продажи акций. При этом покупки, оплачиваемые за счет кредита в форме договорного обязательства с фиксированным сроком погашения, отражаются как расходы и одновременно как операция заимствования. Чистое кредитование охватывает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями в целях реализации государственной социальной и экономической политики, содействия реализации проблем научно-технического развития и финансирования дефицита бюджетов.

В кредитование за вычетом погашения включаются операции органов государственного управления с финансовыми требованиями к институциональным единицам других секторов экономики, осуществляемые в целях выполнения государственных задач. Это, в частности, кредиты населению для строительства или покупки жилья, восстановления объектов, разрушенных в результате стихийных бедствий или военных действий. Как правило, такие кредиты выдаются под низкие проценты. К категории кредитования не относятся операции, производимые для управления ликвидностью и получения прибыли. Эти операции, осуществляемые с обязательствами других секторов экономики, рассматриваются как операции финансирования дефицита бюджета.

Расходы государственных финансов отражают отношения между государством и получателями бюджетных средств. Часть этих отношений имеет непосредственно денежное выражение (пенсии, пособия, заработная плата государственных служащих, кредиты и т. п.), в то же время значительная часть услуг, предоставляемых органами власти их получателям, не имеет для них непосредственно денежного выражения (расходы на здравоохранение, поддержание общественного порядка, оборону и др.).

Для того чтобы расходами органов власти можно было управлять, они должны быть сгруппированы в экономически однородные группы на основе классификаций. В этих целях используются ведомственная, функциональная, экономическая и перекрестная классификации. Ведомственная классификация расходов отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального, региональных и местных бюджетов (министерствам, ведомствам, агентствам, службам и т. п.). Она связана со структурой органов государственного управления в соответствующем бюджетном году. На региональном и местном уровнях распределение средств отражается применительно к организации системы органов управления в каждом конкретном регионе и муниципальном образовании. Таким образом, в бюджете фиксируются средства по каждому учреждению, получающему бюджетные ассигнования и существующему на момент утверждения бюджета. Перечень прямых получателей бюджетных средств является первым уровнем ведомственной классификации. Вторым уровнем является классификация (группировка) целевых статей расходов, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств, третьим уровнем является выделение видов расходов, детализирующих направление финансирования по целевым статьям.

Плюсом ведомственной классификации является ее адресность, наличие соответствующих счетов, минусом - постоянное изменение структуры управления. Эти изменения делают невозможным какие-либо динамические или территориальные сопоставления и прогнозирование целевых расходов применительно к выполняемым органами управления функциям. Кроме того, ведомственная классификация не дает представления об экономической характеристике расходов. Ответы на эти вопросы дают две другие классификации:

  • функциональная классификация расходов;
  • экономическая классификация расходов.

Содержащееся в ведомственной классификации распределение средств по конкретным функциональным направлениям деятельности и видов расходов по экономическим элементам обеспечивает исходные данные для построения функциональной и экономической классификаций. Эти классификации основываются на следующих моментах: назначение или функция, с выполнением которой связаны расходы (функциональная классификация); экономическая характеристика операций, посредством которых эти расходы осуществляются (экономическая классификация). Сочетание экономической и функциональной классификаций представляет собой перекрестную классификацию, в которую входят основные категории из обеих вышеуказанных классификаций.

Общие подходы к формированию ведомственной, функциональной, экономической и перекрестной классификаций расходов, как к инструментам, обеспечивающим объединение расходов в экономически однородные группы, позволяющие организовать управление ими в соответствии с целями государственной финансовой политики, одинаковы как в традиционной, так и в реформированной системе государственных финансов. Различия вытекают из разных подходов к определению момента регистрации операций и стремления в реформированной классификации увязать движение государственных доходов и расходов с изменениями активов.

В этой главе рассматриваются расходы в их традиционном понимании и в перестроенной системе государственных финансов.

< Лекция 4 || Лекция 5: 12345 || Лекция 6 >