Бизнес-план предпринимательского проекта
4.1. Принципы разработки и основные разделы
В рыночной экономике, не исключающей стихийности хозяйственных связей, существенно возрастает роль планирования на предприятии. Никакое дело нельзя начинать и эффективно вести без всесторонне обоснованного плана с расчетом на успех. Планирование позволяет выбрать кратчайшие пути рационального использования производственных ресурсов, повышения конкурентоспособности продукции, доходности предприятия.
В настоящее время наличие на предприятии планов на долгосрочную (пять и более лет) и среднесрочную (два-три года) перспективу стало важнейшим оценочным критерием их реформированности и условием инвестиционной привлекательности.
Бизнес-план должен содержать следующие разделы:
- Краткая информация о предприятии. Его возможности (резюме).
- Виды товаров (услуг).
- Рынки сбыта товаров (услуг).
- Конкуренция на рынках сбыта.
- План маркетинга.
- План производства.
- Организационный план.
- Правовое обеспечение деятельности.
- Оценка риска и страхование.
- Финансовый план и стратегия финансирования.
Ниже приводится методика составления бизнес-плана предпринимательского проекта, детальное рассмотрение его структуры и содержания разделов. В каждом разделе дан перечень вопросов и ответов, носящих рекомендательный характер. В каждом конкретном случае они могут дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует предприятие.
1. Раздел "Возможности фирмы (резюме)"
Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц (обычно не более четырех страниц). Его текст должен быть понятен и неспециалисту - предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку он должен произвести благоприятное впечатление на инвесторов или кредиторов.
В этом разделе определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки фирмы по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым стремится фирма, и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий.
В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
Таким образом, в разделе необходимо осветить следующие моменты:
- основные цели фирмы, т. е. конкретные достижения, к которым она стремится. В качестве таких целей могут быть названы:
- изготовление необходимого потребителю товара или оказание услуг,
- исследования по созданию нового, более современного и продуктивного типа товаров,
- увеличение объемов продаж до определенного значения,
- увеличение роста чистой прибыли до определенного значения,
- увеличение доли фирмы на существующем рынке до определенного процента;
- основные стратегии фирмы, разработанные для достижения этих целей. В качестве таких могут быть:
- увеличение доли существующего внутреннего рынка за счет более эффективной рекламы и стимулирования продаж, освоение новых каналов сбыта,
- выход на внешние рынки за счет повышения конкурентоспособности товаров и эффективной рекламы,
- снижение издержек путем уменьшения накладных расходов фирмы, сокращение эксплуатационных и административных расходов, оптимизация структуры управления,
- снижение издержек за счет уменьшения расходов на сырье, материалы, комплектующие, топливо, энергию и другие ресурсы; оптимизация поставок; внедрение ресурсосберегающих технологий,
- снижение цены за счет уменьшения производственных и непроизводственных издержек,
- разработка нового поколения товаров, установление более высоких продажных цен, разработка комплекса маркетинга на новые изделия;
- состав конкретных мероприятий, которые необходимо провести в рамках определенной стратегии;
- чем будет заниматься фирма в планируемый период;
- какие средства необходимы для этого и где планируется их получить;
- преимущества предлагаемых фирмой товаров (услуг) над подобной продукцией конкурентов;
- объемы продаж товаров прогнозируются в ближайшие годы;
- ожидаемая выручка от продаж;
- планируемые затраты на производство товаров;
- размеры ожидаемой чистой прибыли;
- уровень прибыльности инвестиций в дело;
- срок гарантированного возвращения заемных средств;
- характерные условия работы фирмы;
- данные о создании и регистрации фирмы;
- контактные телефоны руководства фирмы.
В целом резюме фирмы должно дать ответы будущим кредиторам или инвесторам (в том числе и ее акционерам) на два вопроса: "Что они получат при успешной реализации этого бизнес-плана?" и "Каков риск потери денег?".
2. Раздел "Виды товаров (услуг)"
В этом разделе бизнес-плана описываются все товары и услуги фирмы, которые она предлагает на рынке покупателям.
При составлении раздела рекомендуется ответить на следующие вопросы:
- какие товары (услуги) предлагаются фирмой;
- наглядное изображение товара (фотография или рисунок);
- название товара;
- регулярно ли покупаются или будут покупаться эти товары (услуги);
- насколько изменчив спрос на данные товары (услуги);
- дорогие это товары (услуги) или нет;
- сколь долго эти товары (услуги) будут оставаться на рынке;
- где и каким образом они продаются или будут продаваться;
- почему потребители будут отдавать предпочтение данным товарам (услугам) фирмы. В чем состоят основные преимущества (недостатки) предлагаемых товаров для потребителей;
При ответе на последний вопрос целесообразно составить следующую таблицу (табл. 4.1) на каждый товар и услугу.
Преимущества | Недостатки | Меры по преодолению недостатков |
---|---|---|
- каковы особенности технологии изготовления товаров или предоставления услуг;
- какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства (предоставления);
- каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг);
- на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар (услуга) в настоящий момент;
- каковы особенности дизайна товаров;
- каковы особенности упаковки товаров;
- как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия;
- имеет ли данный товар фирменную марку;
Для товаров (услуг), реализуемых на внешних рынках, или для товаров, ввозимых из-за границы, необходимо дополнительно ответить на вопросы:
- необходимо ли переходить к другой системе измерения;
- необходимо ли вносить конструктивные изменения;
- приемлемы ли для страны-рынка название, цвет, упаковка товаров;
- приемлемы ли для страны-рынка язык и содержание в инструкциях, прилагаемых к товарам?
3. Раздел "Рынки сбыта товаров (услуг)"
Раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке. Для этого необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- на каких рынках действует или будет действовать фирма; какие типы рынков используются фирмой;
- каковы основные сегменты этих рынков по каждому виду товаров (услуг);
- что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов;
- каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков;
- как предполагается реагировать на эти изменения;
- каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом рынке на ближайшее время и более отдаленную перспективу;
- какова реакция рынка на новые товары;
- проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи;
- каким образом проводится изучение потребностей и спроса; какие методы для этого используются; кто проводит исследования: сама фирма или привлекаются фирмы специального профиля?
После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес-плана необходимо представить:
- оценку потенциальной емкости рынка, т. е. общего количества товаров, которое покупатели данного рынка могут приобрести за определенное время;
- оценку потенциального объема продаж (предложения), т. е. той доли потенциального рынка, которую предприниматель может планировать захватить, и соответственно того максимального количества товаров, на реализацию которого он рассчитывает при его возможностях;
- оценку существующего на сегодняшний момент (реального) объема продаж, т. е. сколько предприниматель реально сможет продать (выручить за оказанные услуги) при имеющихся условиях его деятельности, возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который он намерен установить, и главное - как этот показатель будет изменяться месяц за месяцем, квартал за кварталом на несколько лет вперед.
Для существующих товаров и рынков оценки даются по фактическим данным, для новых рынков и новых товаров оценки будут носить прогнозный характер.
4. Раздел "Конкуренция на рынках сбыта"
Раздел необходимо посвятить анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике. Для начала необходимо выделить конкурентов фирмы, изучить их деятельность и с учетом этого составить табл. 4.2, а затем дать ответы на нижеследующие вопросы:
Название конкурирующей фирмы | Место ее расположения | Доля рынка, которым она владеет, % | Предполагаемый объем продаж | Предполагаемые потери, вызванные деятельностью на рынке конкурентов |
---|---|---|---|---|
- является ли область деятельности фирмы новой и быстро меняющейся, или же давно существующей и не подверженной быстрым изменениям;
- много ли фирм предлагают подобные товары или услуги или же в конкурентной борьбе участвует ограниченное их число;
- почему данную фирму следует считать конкурентом;
- какую часть рынка контролируют крупные фирмы; какова суммарная доля рынка, контролируемая небольшими фирмами; какова динамика овладения рынком различными фирмами;
- какие организационные структуры наиболее распространены на фирмах-конкурентах;
- как обстоят дела у фирм-конкурентов: с доходами, с внедрением новых моделей, с послепродажным обслуживанием;
- какова конкурентоспособность каждого товара на рынке и сегменте;
- как и почему в зависимости от конкуренции целесообразно расширять или сокращать ассортимент товаров (услуг);
- на какой стадии жизненного цикла товара или услуги фирма собирается выйти на рынок;
- на какие рынки и сегменты следует продвигать новые товары; какие и почему;
- какие товары следует снять с производства и почему;
- что является предметом наиболее жесткой конкуренции в сфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслуживание, имидж фирмы и др.);
- много ли внимания и средств конкуренты уделяют рекламе товаров (услуг); услугами каких рекламных фирм они пользуются;
- что собой представляет продукция конкурентов: основные технико-экономические показатели, уровень качества, дизайн и т. д.;
- каков уровень цен на продукцию конкурентов; какова в общих чертах их политика цен;
- каков имидж фирм-конкурентов?
Для оценки сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирмы и главных конкурентов. Эту информацию удобно представить в виде табл. 4.3.
Фактор конкурентоспособности: | Фирма | Главный конкурент | ||
---|---|---|---|---|
А | В | С | ||
1. ТОВАР | ||||
1.1. Качество | ||||
1.2. Технико-экономические показатели | ||||
1.3. Престиж торговой марки | ||||
1.4. Упаковка | ||||
1.5. Уровень послепродажного обслуживания | ||||
1.6. Гарантийный срок | ||||
1.7. Уникальность | ||||
1.8. Многовариантность использования | ||||
1.9. Надежность | ||||
1.10. Защищенность патентами | ||||
2. ЦЕНА | ||||
2.1. Продажная | ||||
2.2. Процент скидки с цены | ||||
2.3. Сроки платежа | ||||
2.4. Условия предоставления кредита | ||||
3. КАНАЛЫ СБЫТА | ||||
3.1. Формы сбыта: | ||||
— прямая доставка | ||||
— торговые представители | ||||
— предприятия-производители | ||||
— оптовые посредники | ||||
— комиссионеры и маклеры | ||||
— дилеры | ||||
3.2. Степень охвата рынка | ||||
3.3. Размещение складских помещении | ||||
3.4. Система транспортировки | ||||
3.5. Система контроля запасов | ||||
4. ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ НА РЫНКАХ | ||||
4.1. Реклама; | ||||
— для потребителей | ||||
— для торговых посредников | ||||
4.2. Индивидуальная продажа: | ||||
— стимулирование потребителей | ||||
— демонстрационная торговля | ||||
— показ образцов товаров | ||||
— подготовка персонала сбытовых служб | ||||
4.3. Продажа товаров | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ВАЛЛОВ |
Приведенный в таблице перечень факторов может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий. Каждый фактор в таблице должен получить оценку от нуля (наиболее слабые позиции по данному фактору конкурентоспособности) до пяти баллов (доминирующие позиции на рынке) как для рассматриваемой фирмы, так и для ее основных конкурентов. Оценки проставляются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. Если по какому-либо фактору информация отсутствует, то можно исключить его из анализа. Для проведения экспертной оценки факторов в соответствии с требованиями данного метода формируется группа из наиболее квалифицированных работников фирмы (включая и внешних консультантов). Важное значение для анализа имеют суммарные баллы по каждой фирме. При их сравнении необходимо помнить, что расхождение сумм более чем на 20% подчеркивает достаточно тяжелое положение фирмы с точки зрения конкурентоспособности, а расхождение более 40% говорит о необходимости ухода с данного рынка либо коренного изменения стратегии.