Общий анализ проблемы и необходимость защиты детей
В последней четверти ХХ века человечество вступило в новую стадию своего развития, стадию построения информационного общества, знаменующую собой возникновение новой цивилизации и ведущую к глубоким изменениям в системе современных культур. Можно утверждать, что в эпоху информационного общества существенно усиливается роль интеллектуальных факторов производства, что предопределяет возросшие требования к системе подготовки кадров, к системе образования в целом.
XXI век стал периодом фундаментального роста и развития различных видов массовой информации, информационных и коммуникационных технологий, глобальной сети Интернет и информационного общества. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения. Сегодня многие ученые обеспокоены негативным влиянием информационного насилия на детскую психику. Школа оказалась неготовой к появлению конкурента - параллельной "школы" в лице средств массовой информации, Интернета, аудио- и видеопродукции - и поэтому проигрывает ему. Учителя информатики зачастую отстают в информационной компетентности от своих учеников и даже не подозревают, какой опасности те подвергаются, играя в сетевые игры, просматривая видео в Интернете или общаясь в социальной сети.
Последние годы были ознаменованы большим количеством громких инцидентов, связанных с негативными последствиями нарушений информационной безопасности школьников и учителей. В России проживает почти 21 миллион детей в возрасте до 14 лет. Из них 10 миллионов активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.
По данным RUметрики, три четверти детей пользуются глобальной сетью Интернет без присмотра родителей и учителей, то есть самостоятельно. Сегодня в той или иной социальной сети зарегистрирован почти каждый школьник. При этом 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми, 14% интересуются наркотическими веществами и алкоголем, а 11% посещают экстремистские и националистические ресурсы. Информационный поток буквально переполнен жуткими повествованиями об учителях-извращенцах, учителях-взяточниках, учителях-садистах. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения.
Результаты исследования говорят о том, что в России дети начинают активно использовать Интернет в возрасте 10 лет. Дети являются возрастной категорией, наиболее активно использующей Интернет. 22 июня 2011 года в Совете Федерации Российской Федерации прошел круглый стол на тему "Нормативно-правовая база и методы противодействия интернет-угрозам". Одной из ключевых тем обсуждения стала безопасность детей в сетевом пространстве. Средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет), и сегодня наблюдается тенденция к снижению этого возраста до 9 лет.
30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день.
Ежедневная детская аудитория Рунета - 68% (средний показатель), 76% (13-14 лет), 80% (15-16 лет); самые "любимые" детьми ресурсы - социальные сети (78%); в них проводится до 59 минут в день; кроме социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами; использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов; ведение блогов и пр.
Современный подросток все меньше общается "в реале" со сверстниками, друзьями, одноклассниками. В среднестатистической семье телевизор включен до 7-8 часов в день, а центром внимания школьников является компьютер - по статистике, на школьников приходится около 3-4 часа в день, что равнозначно пяти урокам в школе. Современные гаджеты и Интернет заменили детям прогулки на улице, общение со сверстниками и родителями.
Объем и влияние информации, доступной учащемуся, возросли настолько, что правомерным становится говорить об информационной социализации личности, а сама информация, таким образом, превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный, как семья, школа или референтная группа. В таких условиях наиболее незащищенными являются дети и подростки, молодежь, еще не выработавшая строгого мировоззрения, четкую жизненную позицию. На рис. 1 представлена модель состояния информационной безопасности личности учащегося в условиях современного информационного общества массовой коммуникации.
На личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток: во-первых, это та информация, которую предлагают учителя, родители, психологи, педагоги дополнительного образования, данная информация тщательно обрабатывается и фильтруется, прежде чем передаваться обучающемуся. Во-вторых, учащийся получает информацию из внешней информационной среды, которая включает в себя Интернет, средства массовой информации (СМИ), различные коммуникации в виртуальном сообществе и пр. Данная информация дается ученику в "сыром" виде, и от его личностных характеристик и особенностей зависит, в каком виде она будет переработана, принята или отсеяна, насколько он сможет противостоять угрозам и опасностям инфокоммуникационной окружающей среды.
В пользу последнего тезиса говорит и тот факт, что в "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", подписанной указом Президента Российской Федерации в 2012 году, указано на несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
Происходит психологическое подавление, манипулирование сознанием наиболее уязвимой части общества - детей и молодежи. Одной из самых серьезных угроз в информационной образовательной среде является получение психологической травмы ребенком, в результате чего будет нанесен ущерб его психическому здоровью, позитивному развитию и удовлетворению его основных потребностей.
Ребенок анализирует и оценивает полученную информацию в соответствии со сформированными у него способностью к анализу и оцениванию угроз в информационном пространстве и умениями информационной самозащиты, а также особенностями его ценностно-смысловой структуры личности. Этот "фильтр" и является тем составляющим, которое обеспечивает поступление значимой информации в сознание обучающегося. Задача поиска, переработки и критического оценивания информации, на наш взгляд, является главной задачей для успешного и значимого усвоения информации для учащегося.
Список литературы
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие [Текст] / Под ред. И. А. Баевой. - М., 2009. - 152 с.
- Богатырева Ю.И. Анализ проблем информационной безопасности личности обучающихся [Текст] / Новые информационные технологии в образовании: материалы VI международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 12-15 марта 2013 г. // ФГАОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-т", Екатеринбург, 2013. - 390 с. - С. 313-316.
- Бочаров М.И. Комплексное обеспечение информационной безопасности школьников. [Текст] // Применение новых информационных технологий в образовании, 2009.
- Привалов А.Н. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса [Текст] / А.Н. Привалов, Ю.И. Богатырева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - Тула, 2012. Вып. 3. - С. 427-431.
- Портал Российской государственной детской библиотеки: научно-методический отдел [Электрон. ресурс] // URL: http://metodisty.rgdb.ru/articles/2063.