Оценки по каким дисциплинам идут в приложение к диплому по профессиональной переподготовке "Современные образовательные технологии"? |
Выбор темы и планирование исследовательской работы
3.1 Выбор темы исследования
Выбор темы исследования зависит от типа будущего исследования: фундаментального или прикладного (см. рис. 3.1).
В научной литературе указанные виды исследований определяются следующим образом:
"Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессии.
Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.)"1Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина. Интернет версия http://iph.ras.ru/elib/3281.html.
Большая часть исследовательских работ, выполняемых в процессе подготовки по направлению "Бизнес-информатика", имеет прикладной характер и решает практические задачи.
Первоочередная задача при выборе темы исследовательской работы состоит в определении направления исследования, объекта и предмета исследования.
Укрупненное направление исследований рекомендуется выбирать согласно собственными научными интересами и областью будущей профессиональной деятельности, которая в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 "Бизнес-информатика" охватывает:
- проектирование архитектуры предприятия;
- стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием;
- организацию процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием;
- аналитическую поддержку процессов принятия решений для управления предприятием.
Отметим, что выбор направления исследования взаимосвязан с выбором кафедры, на которой будет выполняться будущее исследование.
Существенную помощь при выборе направления исследований и конкретизации тематики оказывает изучение научной литературы и специальных периодических изданий в области информатики, информационных технологий, экономики, менеджмента: аналитических обзоров, статей в журналах и других периодических изданиях, материалов, представленных на сайтах ИТ-компаний, материалов отраслевых и специализированных конференций, тезисов выступлений. Рекомендуется сначала изучить специальную научную литературу, потом периодические издания. Изучение литературы начинают с информационного поиска соответствующих источников в библиотечных каталогах и просмотра библиографии прочитанных книг. На основании изученных источников определяется сфера научных интересов. Вопросы работы с литературой рассмотрены в разделе 3.3.
Рекомендуется также ознакомиться с ранее выполненными студенческими работами.
Примеры тематики по отдельным направлениям исследований для курсовых работ, выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций, выполняемых в НИУ-ВШЭ по направлению подготовки "Бизнес-информатика", приведены в приложениях 1, 2, 3, 4.
Тематика рефератов определяется в программах учебных дисциплин.
Если студент работает по профилю обучения, направление исследования желательно связывать с решением задач по месту работы.
В таблице 3.1 представлены рекомендуемые приемы и источники информации, которые могут помочь студенту в выборе направления и темы исследовательской работы.
Действие (прием) | Источник информации |
---|---|
Ознакомление с направлениями исследований и тематикой кафедр |
Сайты кафедр вуза. Например: |
Ознакомление с ранее выполненными студенческими работами |
Архивы студенческих работ по кафедрам, электронные базы студенческих работ. Например: |
1. Информационный поиск и ознакомление с результатами:
2. Анализ материалов и выявление малоизученных вопросов |
Каталоги, сайты компаний, журналы. Подробный список источников приведен в приложении 5. Например: |
1. Поиск информации об ИТ-инновациях. 2. Оценка теоретической и методологической базы ИТ-инноваций. 3. Определение потребности в развитии методологической базы или разработке практических рекомендаций по применению ИТ-инноваций в практике бизнеса. |
|
Выявление потребности в:
|
Проектная документация и отчеты по проектам. Например: |
Выявление практической потребности в разработке рекомендаций по применению лучших зарубежных практик в области ИТ применительно к конкретной отрасли, предприятию |
Отметим, что при выборе направления исследований и определении темы желательно использовать имеющиеся накопленные материалы и практический опыт решения определенных проблем (при наличии таковых). Рекомендуемая взаимосвязь исследовательских работ, выполняемых в учебном процессе, подробно рассмотрена в "Образовательная программа по направлению подготовки "Бизнес-информатика"" .
Пример согласования тематики и использования материалов выполненных работ приведен на рис. 3.2.