Опубликован: 22.04.2008 | Доступ: свободный | Студентов: 527 / 50 | Оценка: 4.50 / 4.75 | Длительность: 06:55:00
Специальности: Программист
Лекция 4:

Новые средства языка MC#: async- и movable-методы, каналы и обработчики

< Лекция 3 || Лекция 4: 12 || Лекция 5 >
Аннотация: Материалы данной лекции посвящены изучению новых средств языка MC#: async- и movable-методов, каналов и обработчиков. Также выделяются ключевые особенности языка MC#

Введение

Широкое распространение вычислительных систем с массовым параллелизмом, таких как многоядерные процессоры, кластеры и GRID-архитектуры, с особой остротой поставило вопрос о разработке высокоуровневых, мощных и удобных в использовании языков программирования, позволивших бы создавать сложное, но, одновременно и надежное программное обеспечение, эффективно использующее возможности параллельных, распределенных вычислений и легко масштабируемое на заданное число процессоров (ядер), узлов или машин.

Доступные на настоящий момент программные интерфейсы и библиотеки для организации параллельных вычислений, такие как OpenMP (http://www.openmp.org) (для систем с общей (shared) памятью) и MPI (Message Passing Interface, http://www.mcs.anl.gov/mpi) (для систем на основе передачи сообщений), ориентировны, в основном, на языки C и Fortran, а потому являются очень низкоуровневыми и неадекватными современным языкам объектно-ориентированного программирования, таким как C++, C# и Java. В частности, одной из причин низкоуровневости этих средств является то, что они опираются либо на вызовы библиотечных функций, либо на аналоги таких функций - препроцессорные директивы, а не на соответствующие, "родные" конструкции языков программирования.

В общем случае, современный высокоуровневый язык программирования состоит из двух частей:

  1. базовых конструкций языка как таковых, и
  2. совокупности специализированных библиотек, доступных через соответствующие API (Application Programming Interfaces).

Современные требования к увеличению количества программистов, владеющих основами параллельного программирования, и повышению продуктивности их работы (в частности, через более высокий уровень абстракции предоставляемых им языковых средств), а также повышению надежности и безопасности создаваемых ими программ, обусловили тенденцию перетекагия ключевых понятий наиболее важных API в соответствующие базовые конструкции языков программирования.

Одним из последних достижений в этом направлении является введение модели асинхронного параллельного программирования в рамках языка Polyphonic C# на основе платформы .NET фирмы Microsoft [1]. В свою очередь, эта модель базируется на так называемом join-исчислении [2] - математическом исчислении процессов с высокоуровневым механизмом обработки сообщений, адекватно абстрагирующим соответствующий низкоуровневый механизм (на основе IP-адресов, портов и сокетов), который используется в современных компьютерных системах.

Введение новых конструкций для параллельного программирования - асинхронных методов и связок (chords) в язык Polyphonic C#, который является расширением языка C#, позволяет обойтись без библиотеки System.Threading, которая обычно требуется для реализации мультипоточных приложений в рамках .NET. С другой стороны, введение новых конструкторов типов данных (потоков (streams), анонимных структур, разделенных объединений (discriminated unions) и др.) вместе с соответствующими средствами определения запросов в язык C? [3] (которые, вначале, вошли в проект Linq, http://msdn2.microsoft.com/en-us/netframework/aa904594.aspx, а затем стали частью спецификации языка C# 3.0, http://msdn2.microsoft.com/en-us/vcsharp/aa336745.aspx ) делает ненужной подсистему для работы с данными ADO.NET (а именно, традиционные библиотеки System.Data и System.XML, предназначенные для работы с реляционными и слабоструктурированными данными).

Мы предлагаем сделать следующий шаг в этом направлении - ввести в объектно-ориентированный язык высокоуровневые конструкции для создания параллельных и распределенных программ, и, тем самым, освободить программиста от необходимости использования библиотек System.Threading и System.Remoting, которые требуются для разработки параллельных и распределенных приложений на базе .NET. С практической точки зрения, цель, которая преследовалась разработчиками языка MC#, заключалась в разработке языка для промышленного параллельного и распределенного программирования, которое, в настоящее время, вовлекает в себя все больше и больше человеческих ресурсов в связи с наступлением эры многоядерных процессоров. Этот язык призван заменить языки C и Фортран в разработке приложений указанного типа. В этом отношении, подход, принятый в рамках проекта MC#, совпадает с подходом, принятым при разработке языка Х10 [4], который ориентирован как на многоядерные, так и на "неоднородные кластерные вычисления". Разработка языка X10 является частью совместного проекта PERCS (Productive Easy-to-use Reliable Computer Systems) фирмы IBM с несколькими академическими партнерами. Этот проект нацелен на создание к 2010г. новых масштабируемых систем, которые должны обеспечить десятикратное увеличение продуктивности работы программистов при разработке параллельных приложений [5].

В данном учебном введении рассматриваются основы программирования на языке MC#, предназначенном для написания программ, работающих на всём спектре параллельных архитектур - от многоядерных процессоров до Grid-сетей. Единственное требование к таким системам со стороны MC# - на них должна быть установлена среда исполнения CLR (Common Language Runtime) с соответствующим набором библиотек. На машинах с операционной системой Windows реализацией такой среды является Microsoft .NET Framework, а на машинах с операционной системой Linux - система Mono (http://www.mono-project.com), которая является свободной реализацией платформы .NET для Unix-подобных систем.

Язык MC# является адаптацией и развитием базовых идей языка Polyphonic C# на случай параллельных и распределенных вычислений. Язык Polyphonic C# был разработан в 2002г. в Microsoft Research Laboratory (г. Кембридж, Великобритания) Н. Бентоном (N. Benton), Л. Карделли (L. Cardelli) и Ц. Фурнье (C. Fournet). Целью его создания было добавление высокоуровневых средств асинхронного параллельного программирования в язык C# для использования в серверных и клиент-серверных приложениях на базе Microsoft .NET Framework.

Ключевая особенность языка Polyphonic C# заключается в добавлении к обычным, синхронным методам, так называемых "асинхронных" методов, которые предназначены играть в (многопоточных) программах две основные роли:

  1. автономных методов, предназначенных для выполнения базовой вычислительной работы, и исполняемых в отдельных потоках, и
  2. методов, предназначенных для доставки данных (сигналов) обычным, синхронным методам.

Для синхронизации нескольких асинхронных методов, а также асинхронных и синхронных методов, в язык C#, кроме того, были введены новые конструкции, получившие название связок (chords).

При этом исполнение Polyphonic C#-программ, по замыслу авторов этого языка, по-прежнему, предполагалось либо на одной машине, либо на нескольких машинах, с зафиксированными на них асинхронными методами, взаимодействующими между собой с использованием средств удаленного вызова методов (RMI - Remote Method Invocation), предоставляемых библиотекой System.Runtime.Remoting платформы .NET.

В случае языка MC#, программист может предусмотреть исполнение автономных асинхронных методов либо локально, либо удаленно. В последнем случае, метод может быть спланирован для исполнения на другой машине, выбираемой двумя способами: либо согласно явному указанию программиста (что не является типичным случаем), либо автоматически (обычно, на наименее загруженном узле кластера или машине Grid-сети). Взаимодействие асинхронных методов, в рамках языка MC#, реализуется посредством передачи сообщений с использованием каналов и обработчиков канальных сообщений. Эти каналы и обработчики определяются в MC#-программах с помощью связок в стиле языка Polyphonic C#.

Таким образом, написание параллельной, распределенной программы на языке MC# сводится к выделению с помощью специального ключевого слова async методов, которые должны быть исполнены асинхронно локально (в виде отдельных потоков), а также с помощью ключевого слова movable тех методов, которые могут быть перенесены для исполнения на другие машины.

Выбор языка C# в качестве базового, дает возможность использовать современный язык объектно-ориентированного программирования, обладающий богатым множеством библиотек (для создания Web-приложений и работы с Web-сервисами, разработки графических приложений, обработки реляционных и слабоструктурированных (XML-) документов, реализации систем с повышенными средствами безопасности, и т.д.), быстро развивающийся (см. спецификации языков С# 2.0 и C# 3.0), и, одновременно, исключающий низкоуровневые и небезопасные средства, такие, как указатели и команды резервирования и освобождения областей памяти, которые значительно снижают производительность труда программистов и надежность создаваемых ими систем.

По сравнению с применением интерфейса MPI, в программах на языке MC# нет необходимости явно управлять распределением вычислительных процессов по процессорам (ядрам, узламкластера, машинам Grid-сети), хотя необходимые для этого средства в языке также предоставляются. Чтобы написать параллельную программу на языке MC#, достаточно только указать с помощью специальных ключевых слов ( async или movable ) какие функции (методы классов) могут быть выполнены параллельно (распределенно). Кроме того, новые вычислительные процессы могут создаваться и распределяться по доступным узлам (в распределенном режиме) динамически во время исполнения MC#-программ, что невозможно для MPI-программ. Средства динамического создания так называемых "активностей" также предусмотрены в языке X10, но с явным указанием места исполнения новой активности. Таким образом, в системе исполнения X10-программ не предусмотрены средства автоматического распределения активностей по доступным физическим процессорам. Более точно, асинхронная активность в языке X10 создается с помощью оператора async ( P ) S, где P есть выражение, задающее место исполнения активности, а S есть оператор, представляющий вычислительное тело активности. В языке X10, внутри одного метода класса возможно создание нескольких активностей, тогда как в языке MC# параллельность возможна только на уровне методов класса.

В сравнении с MPI, в программах на MC# (в распределенном режиме) нет необходимости в ручном программировании сериализации объектов (данных) для их пересылке на другой узел - Runtime-система языка MC# производит сериализацию/десериализацию пересылаемых объектов автоматически.

Структура данного учебного пособия построена следующим образом. В данной лекции дано описание новых средств языка MC# - async- и movable- методов, а также каналов и обработчиков канальных сообщений. Приведены примеры определения связок каналов и обработчиков, а также отмечены особенности программирования для локального (многоядерного) и распределенного (кластерного) режимов.

"Программирование на языке MC#" посвящена некоторым типичным задачам, имеющим параллельные алгоритмы решения, на которых демонстрируется использование специфических конструкций языка MC# и общие методы построения параллельных программ на этом языке.

В "Приложение" даны полные тексты программ из "Программирование на языке MC#" .

< Лекция 3 || Лекция 4: 12 || Лекция 5 >