Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Опубликован: 28.11.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 5267 / 901 | Оценка: 4.53 / 3.65 | Длительность: 22:18:00
ISBN: 978-5-94774-825-3
Специальности: Программист, Тестировщик
Лекция 16:

Поддержка процесса тестирования при промышленной разработке программного обеспечения

Аннотация: Лекция посвящена промышленным процессам поддержки тестирования: управлению качеством и конфигурационному управлению. Рассматриваются особенности этих процессов при разработке сертифицируемого программного обеспечения. Цель данной лекции: дать представление о процессах управления качеством и конфигурационного управления

26.1. Управление качеством

26.1.1. Задачи и цели управления качеством

Промышленная разработка программного обеспечения как часть промышленной разработки сложных систем - высокотехнологичный процесс, в который вовлечено множество различающихся по численности, сфере деятельности и квалификации коллективов разработчиков. Одна из основных задач при совместной работе большого количества разработчиков или их коллективов: обеспечение единой схемы работы, позволяющей планировать выполнение работ, обеспечивать целостность и непротиворечивость различных узлов системы, а также давать гарантии соответствия системы ожиданиям заказчика.

Выполнение этой задачи облегчается при подчинении процесса разработки технологическим требованиям, регламентирующим различные аспекты разработки: жизненный цикл проекта и разрабатываемой системы, требования к процессам разработки, внедрения и сопровождения системы.

При разработке систем различного типа (информационных, встроенных, систем реального времени, систем безопасности) технологические требования могут различаться и освещать те или иные аспекты процесса разработки. Тем не менее, обычно внедрение технологии в разработку преследует одну основную цель - обеспечение и гарантию качества разрабатываемой системы. Это послужило предпосылкой к созданию документов, определяющих требования к технологии разработки систем - стандартов качества.

Согласно подходу стандартов системы качества: качество - это совокупность характеристик объекта, имеющая отношение к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые требования потребителя. При этом, что важно, под объектом качества может пониматься как собственно продукция (товары или услуги) или процесс ее производства, так и производитель (организация, система или даже отдельный работник).

В этих стандартах определяются критерии качества продукции, специфичные для каждого из этапов жизненного цикла продукции. Основное назначение стандартов качества - определение требований к технологическим процессам, в т.ч. процессам разработки, соблюдение которых позволяет гарантировать постоянный с точки зрения выбранных критериев уровень качества создаваемых систем (Рис 26.1).

Место стандартов качества в разработке системы

Рис. 26.1. Место стандартов качества в разработке системы

Неизбежные различия в процессах разработки и эксплуатации систем в разных отраслях послужили предпосылкой создания отраслевых стандартов - стандартов, которые регламентируют процессы разработки и сертификации систем, предназначенных для узкоспециального использования (авиационные двигатели, системы информационной безопасности).

Поскольку область применения стандартов качества достаточно широка (от отдельной отрасли до общей применимости), основным объектом их рассмотрения являются не конкретные методики разработки, а общие технологические процессы.

Большинство стандартов ориентированы на процессы, не зависящие напрямую от конкретного жизненного цикла системы. Для каждого процесса определяются цели и описываются средства удовлетворения этих целей. Для данных жизненного цикла в стандартах представляется описание, которое показывает, что цели удовлетворены.

Основной процесс, рассматриваемый стандартами - выпуск продукции. В случае разработки программных систем этот процесс - проект разработки программного обеспечения, вне зависимости от того, какой жизненный цикл программного обеспечения был выбран. Процесс разработки обычно распадается на более мелкие подпроцессы.

Подпроцессы могут быть отнесены к трем категориям: процесс планирования программного обеспечения; процессы разработки программного обеспечения, которые обычно включают разработку требований к программному обеспечению, проектирование программного обеспечения, кодирование и комплексирование программного обеспечения; и процессы обеспечения целостности, которые включают в себя верификацию программного обеспечения, гарантию качества программного обеспечения, управление конфигурациями программного обеспечения и взаимодействие при сертификации.

26.1.2. Система менеджмента качества по ISO 9000

Семейство стандартов ISO 9000 - группа международных стандартов, устанавливающих правила менеджмента качества при выпуске продукции. Отечественная группа стандартов, соответствующая международным ISO 9000, получила название ГОСТ Р ИСО 9000 [6]. Под понятие "выпуск продукции" попадает и разработка программного обеспечения.

При этом стандарты ISO 9000 проводят различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции. Стандарт не гарантирует качество продукции - качество продукции в стандарте прямо не упоминается, тем самым он отличается от руководящих документов по проверке качества выпуска продукции различного рода (в т.ч. и программных систем).

Требования к системам менеджмента качества установлены в стандарте ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001). Они являются общими и применимыми к организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции.

Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев к связанным с ней процессам могут содержаться, например в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.

Кратко повторимся, сделав важное уточнение - этот стандарт может быть сформулирован следующим образом: все процессы, которые могут существенно повлиять на качество готовой продукции, должны быть документированы, за выполнение этих правил должна быть назначена персональная ответственность, регулярно должна проводиться проверка соответствия реальных процессов документированным требованиям. Важно, что обязательным требованием является установление ответственности за качество процессов.

Итак "система качества" - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

В основе ISO 9000 лежат 8 принципов.

  1. Ориентация на потребителя

    Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

  2. Лидерство руководителя

    Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

  3. Вовлечение работников

    Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

  4. Процессный подход

    Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

  5. Системный подход к менеджменту

    Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении её целей.

  6. Постоянное улучшение

    Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

  7. Принятие решений, основанное на фактах

    Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

ISO 9000 определяет следующие основные процессы верхнего уровня:

  • Система менеджмента качества
  • Ответственность руководства
  • Управление ресурсами
  • Выпуск продукции
  • Измерения, анализ, улучшения

Система менеджмента качества является основой основ при достижении показателей качества. Основной задачей системы менеджмента качества является определение процессов и их применение во всей организации, последовательность и взаимодействие процессов. Эффективность работы процессов достигается управлением необходимыми для процессов ресурсами и документами. Оценка эффективности ведется при помощи мониторинга, измерения и анализа заданных для процессов критериев результативности. Все требования системы менеджмента качества фиксируются в стандартах предприятия на соответствующие процессы.

Ответственность руководства с точки зрения ISO 9000 заключается в принятии обязательств по внедрению и поддержанию на предприятии системы менеджмента качества. До сведения сотрудников должна доводиться информация о необходимости достижения заданного качества продукции, и также контролируется обеспечение процессов, ориентированных на выпуск продукции, необходимыми ресурсами. Основные документы, разрабатываемые руководством - политика и цели в области качества, определяющие текущие и будущие пути развития предприятия для достижения необходимого уровня качества.

Стандарты качества также регламентируют требования к различным этапам процесса выпуска продукции, направленные на повышение ее качества. Основная суть этих требований заключается в обеспечении максимально прослеживаемого технологического процесса, задокументированного в стандартах предприятия.

Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?

Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, какова полная сумма предоставленной услуги с печатью документа и отправкой по почте?