Правила разработки тестового задания и теста
Кроме указанных выше основных свойств тестов имеются правила разработки тестовых заданий и тестов (нарушение некоторых из которых часто наблюдается в тестировании, но, тем не менее, – нежелательно).
Тестовое задание должно быть сформулировано ясно и четко, всегда ориентировано на получение однозначного заключения.
Нужно стараться формулировать задание в виде одного предложения, а оно должно быть легко воспринимаемым каждым испытуемым.
Задание теста должно проверять конкретное знание, умение или конкретные навыки испытуемых.
Тестовые задания должны быть информативными на всем диапазоне изменения уровня сложности.
Необходимо использовать простую, грамматически правильную утвердительную форму задания в виде одного предложения из 5–20 слов, без оборотов, используя простые придаточные предложения, без переноса фрагмента тестового задания на новую страницу.
Не использовать в заданиях "нестрогие" слова типа "иногда", "часто", "всегда", "все", "никогда", "большой", "небольшой", "малый", "много", "меньше", "больше" и грамматические обороты типа "Почему не может не…", "Правда ли, что …", "Возможно ли…" и др.
Ответы должны содержать не более 2–3 ключевых слов по условию вопроса.
Желательно строить ответы одинаковой формы, а если возможно, то и длины.
Количественные ответы необходимо упорядочивать, причем первым не должен быть указан правильный ответ.
Необходимо исключить возможность выбора ответа интуитивно, догадкой.
Ответы должны быть независимы и одинаково привлекательны для выбора.
В тестовых заданиях нельзя использовать сокращения, если задание не раcсчитано на их знание.
В каждом задании закрытой формы количество дистракторов (вариантов ответов) должно быть от 4 до 6, а в заданиях на установление соответствия – примерно в 2 раза больше.
Условие задания не должно никогда (ни для одного дистрактора) принимать неопределенное значение.
Все дистракторы должны быть подобраны умело.
Ни один дистрактор не становится правильным ответом при изменении допустимых условий задания.
Повторяющиеся слова и словосочетания в ответах должны быть исключены и перенесены в основную часть условия.
Из ответа к одному тестовому заданию нельзя получать каким-либо образом ответ к другому заданию.
Не должен возникнуть вопрос по уточнению условия, дистрактора (или, точнее, подготовленному испытуемому нет необходимости задавать вопрос по условию задания преподавателю, а преподаватель может не отвечать на такие вопросы).
Задание не должно предполагать знаний, выходящих за пределы учебного материала, программы, образовательного стандарта (особняком стоит очень редко используемое олимпиадное тестирование).
Ни один тестируемый не должен получать преимущество перед другим на всем промежутке тестирования.
Количество тестовых заданий в тесте (длина теста) должно составить 30–40 для естественнонаучных дисциплин и примерно в два раза больше – для гуманитарных дисциплин. Впрочем, эта величина зависит от того, какова цель тестирования. Тест, состоящий из меньшего количества заданий можно вполне использовать как обучающий, мотивационный. Автор часто использует экспресс-тестирование на таких тестах при защите лабораторных работ.
Спецификация (описание атрибутов теста – предмет, время разработки, автор и др.) к тесту должна содержать всю информацию, необходимую для проведения тестирования.
Нельзя предусматривать в тестовых заданиях необходимость проведения развернутых выкладок.
Тест должен быть разработан преподавателем-методистом. Желательно, чтобы тест составила экспертная группа тестологов-предметников, которая и проводит предварительную оценку теста.
Количество заданий в базе данных тестовых заданий должно быть примерно в 10 раз больше усредненной длины теста (т.е. от 200-300 заданий).
Большинство заданий в тесте – закрытой формы. Закрытая форма более быстро воспринимаема и близка ежедневно решаемой человеком проблеме выбора.
Необходимо избегать ненужного дублирования проверяемых знаний, умений и навыков, а также предусмотреть все необходимые.
При формировании тестов полезно проводить предварительное тестирование с целью определения уровня знаний.
Задания в тесте должны быть упорядочены по возрастанию уровня сложности, например, А - легкие, В – средние, С - сложные. (Заметим, что эти обозначения в ЕГЭ имеют несколько иное значение). Порядок предъявления заданий: все задания группы А – все задания группы В – все задания группы С.
Возможны следующие варианты предъявления тестовых заданий:
- от легких заданий – к более сложным;
- от средних заданий – к более легким или трудным (в зависимости от ответа);
- от сложных заданий – к более легким и др.
Основными критериями отбора содержания теста являются:
- соответствие гипотезе тестирования;
- значимость;
- правильность;
- репрезентативность;
- соответствие современному состоянию науки и методики;
- сбалансированность содержания теста;
- тематическая направленность;
- вариативность содержания;
- доступность;
- соответствие уровня трудности содержанию цели тестирования.