Россия, Новосибирск |
Обеспечение положительного User Expirience/Usability в сложных пользовательских интерфейсах
10.1. Цель лабораторной работы
Демонстрация процесса разработки практического приложения. Отображение элементов управления пользовательского интерфейса программы.
10.2. Введение
User Experience (опыт пользователя, UX) - неотъемлемая составляющая разработки программного продукта для массовой аудитории. Не обеспечив положительный опыт пользователя, нельзя добиться успеха на рынке.
Согласно стандарту ISO 9241-210 User Experience - "ощущения и реакция человека, вследствие использования или предполагаемого использования продукта, системы или услуги". UX характеризует не саму программу или ее пользовательский интерфейс, а восприятие его пользователем, т.е. необходимо также учитывать предыдущий опыт пользователя и контекст использования. Причем имеет значение не только факт использования программы, но и отказ от использования по каким-либо причинам тоже.
Обеспечение положительного опыта использования - задача не столько программиста, сколько специалистов по маркетингу, usability и т. п., они выступают постановщиками задачи для программиста. Цель программиста - оптимально использовать возможности платформы для выполнения этой задачи, в первую очередь путем создания адекватного пользовательского интерфейса.
Для создания приложений в Linux достаточного использования библиотеки Qt. Приложение будет вполне работоспособным, но его пользовательский интерфейс придется вручную адаптировать к особенностям Lixux. Чтобы избежать такой адаптации, создана специализированная библиотека Qt - MeeGoTouch, - пользовательские интерфейсы в которой уже адаптированы.
10.3. Инструкция по выполнению лабораторной работы
Наша задача - научиться работать со специфическими элементами пользовательского интерфейса библиотеки MeeGoTouch. Для этого необходимы базовые знания языка C++ и знакомство с основами фреймворка Qt. В качестве целевого устройства мы использовали MeeGo 1.1.99 Tablet на планшете 3Q TU1102T, но также возможно использовать виртуальную машину или эмулятор.
Мы рассмотрим следующие элементы управления: страницы и списки. Для самостоятельно изучения можно порекомендовать разные виды кнопок (MButton), систему меню (MApplicationMenu), а также работу с панелью инструементов (tool bar).
Страница - контейнер для других элементов управления, аналог закладок в традиционных пользовательских интерфейсах. Ее появление вызвано тем, что на мобильных устройствах экраны небольшого размера, а элементы управления, наоборот, крупные, рассчитанные на работу с пальцами. На одном экране невозможно разместить большое количество элементов, поэтому приходится разносить их на разные страницы. Альтернативный подход - экран с прокруткой, который можно "сдвигать" в поисках нужного элементы, этот подход мы рассматривать не будем.
В MeeGoTouch страницы реализованы классом MApplicationPage, есть встроенная функциональность по управлению их отображением. Для того, чтобы страница отобразилась на экране, достаточно вызвать для нее метод appear(), например, в обработчике нажатия на кнопку:
void MyApp::switchPage2() { page2.appear(&window); } … connect(but,SIGNAL(clicked()),this, SLOT(switchPage2()));
При этом одномоментно на экране может быть только одна страница. Программист сам решает, в какой момент это должно быть сделано, а система ведет учет открытых страниц и предоставляет пользователю кнопку "Back" для возврата.
Для навигации между страницами могут быть использованы различные схемы. Простейший пример приведен в этой лабораторной работе, когда переключение между страницами осуществляется нажатием кнопки на самой странице. Такой подход годится для каких-то вложенных настроек или в случае последовательной работы какого-либо мастера. Другой способ - разместить кнопки управления в области "Tap Bar", где они будут всегда доступны пользователю и он сможет вызвать желаемую страницу в любой момент. Минус в том, что навигационные кнопки постоянно занимают дефицитное место на экране. Еще один способ - использовать меню приложения для переключения страниц.
Один из наиболее сложных элементов управления - список. Во-первых, он предназначен для работы с большим количеством данных, во-вторых, списки в Qt традиционно сделаны довольно громоздко. В MeeGoTouch список реализован классом MList, в нем по умолчанию задействована только одна колонка, это вполне уместно для небольшого экрана мобильного устройства.
Для того, чтобы увидеть свой список на экране, программист должен реализовать как минимум два класса - класс с описанием данных для списка и класс, отвечающий за визуализацию ячеек. Описание этих классов желательно размещать в отдельном файле. Такая сложная процедура унаследована из Qt и кажется слишком тяжеловесной - в Android для создания списка достаточно указать ему массив строковых значений.
Класс с описанием данных наследуется от QAbstractListModel, в нем достаточно переопределить функцию rowCount(), которая возвращает количество строк в списке, и собственно функцию для данных:
QVariant ListModel::data(const QModelIndex &index, int role) const { if (role == Qt::DisplayRole) { QStringList rowData; rowData << QString("Row %1").arg(index.row()); rowData << "some details"; return QVariant(rowData); } return QVariant(); }
Отметим, что для передачи данных используется QVariant - тип-контейнер, в который можно "положить" значения разных типов. В данном случае используется QStringList, но можно использовать и свою структуру данных - главное, чтобы это было согласовано с классом-визуализатором.
Визуализатор ячеек унаследован от класса MAbstractCellCreator<MContentItem>. Обратите внимание на нетипичное для Qt использование шаблона - этот класс не является наследником QObject! MContentItem - специальный виджет, предназначенный для отображения отдельной ячейки списка, именно он занимается отрисовкой упомянутых выше двух строк и картинки. При более глубокой работе со списком программист может заменить этот класс на свой собственный, более продвинутый. В простейшем же случае достаточно переопределить одну фунцию в MAbstractCellCreator<MContentItem>:
void CellCreator::updateCell(const QModelIndex& index, MWidget *cell) const { MContentItem *contentItem = qobject_cast<MContentItem *>(cell); QVariant data = index.data(Qt::DisplayRole); QStringList rowData = data.value<QStringList>(); contentItem->setTitle(rowData[0]); contentItem->setSubtitle(rowData[1]); contentItem->setImage(makeImage(50,50,rowData[0],8,Qt::red)); }
Как можно видеть, этот метод работает с тем самым QVariant, который генерирует предыдущая функция. Более правильным было бы упаковать в него и QImage, но мы этого не сделали для наглядности материала.
10.4. Задания для самостоятельной работы
- Создайте такие элементы пользовательского интерфейса как: разные виды кнопок (MButton), систему меню (MApplicationMenu), а также tool bar (tool bar).
- Создать Qt-приложение без использования MeeGoTouch, так чтобы его пользовательский интерфейс реагировал на датчик ориентации.